Средний автомобиль жителя России — это иномарка в возрасте 14 лет. На Дальнем Востоке — ещё и с правым рулём. За последние 10 лет число легковушек в стране выросло на 36%. Эту и другую автомобильную статистику АиФ.ru рассказали в аналитическом агентстве «Автостат».
Всего в России насчитывается 45 миллионов легковых автомобилей.
Россияне предпочитают бензин — на дизельном топливе ездит лишь каждый двадцатый автомобиль. Зато каждый двенадцатый имеет руль с правой стороны. Безусловный лидер здесь — Дальний Восток, где почти 70% машин праворульные.
«Целый регион на две трети ездит не с тем рулём, — отметил директор аналитического агентства „Автостат“ Сергей Целиков. — К тому же каждый год эта цифра увеличивается. Можно задуматься о том, чтобы поменять там движение на левостороннее».
В Сибири праворульных автомобилей уже меньше — 25%, а до Урала они практически не доезжают — 3%. В остальных регионах — 2% и ниже. Тем не менее в России каждый двенадцатый автомобиль (8% — 3,43 млн) имеет руль с правой стороны.
Борозды не портят
Средний возраст легковых автомобилей в России — 13,9 года. Это больше, чем в Евросоюзе — 11,5 года, и особенно в Германии — 9,6. Зато вполне сопоставимо с показателями восточно-европейских стран. Например, в Чехии средний возраст легковушек — 14 лет, в Словакии — 14,6.
Зато российским грузовикам в среднем почти 22 года. А самые старшие здесь — мотоциклы, им 29 лет. По словам Целикова, причина в том, что много старого и зачастую неиспользуемого двухколёсного транспорта всё еще стоит на учёте. «Да и нормальные мотоциклы используются в среднем лишь 5-6 месяцев в году, — отметил он. — Но мотоциклов с каждым годом становится чуть меньше — на учёт их ставят реже, чем снимают».
Российский автопарк пока сложно назвать достаточно чистым с точки зрения экологии. 24% легковушек не удовлетворяют даже не самым высоким экологическим нормам Евро-2. Среди грузовиков таких почти 60%, среди автобусов — 40%. Стандарту Евро-5 и выше в нашей стране соответствует лишь 3,5% автобусов, 8% грузовых автомобилей и 22,6% легковых. «Даже если старый грузовик будет заправляться качественным топливом, его выхлопные газы не будут удовлетворять принятой норме, — отметил Целиков. — Считаю, что основные усилия сейчас должны быть направлены на обновления парка, причём в первую очередь парка коммерческой техники. Потому что именно она — самая большая угроза экологии».
Уже не роскошь
В среднем на 1 тыс. россиян, по данным «Автостата», приходится 313 автомобилей. То есть машина есть у каждого третьего жителя страны. Это меньше, чем в большинстве европейских государств — в Евросоюзе этот показатель составляет 569 автомобилей. Зато Россия опережает большинство бывших республик СССР, за исключением стран Прибалтики, во главе с Эстонией, где на 1 тыс. жителей приходится 600 авто, и Беларуси (323 шт.).
Примечательно, что в Москве и Санкт-Петербурге обеспеченность машинами не выше средней по стране — 312 штук. И есть немало регионов, которые их опережают. Впрочем, по мнению экспертов, это связано с тем, что в столицах чаще используют такси и каршеринг. То есть потребность в личном транспорте может быть ниже. Электромобилей в России пока немного — 10,8 тыс., но их число очень быстро растёт. За прошлый год, например, на 71%. Этому способствовала в том числе отмена ввозных пошлин на электрокары для стран Таможенного союза. Больше всего таких машин на Дальнем Востоке — это, конечно же, праворульные «японцы». Чуть больше, чем электромобилей, у нас в стране люксовых машин — почти 14 тыс. Что касается марок, то богатые россияне, как выяснилось, больше всего предпочитают две: Bentley (34% всех люксовых авто) и Mercedes-Benz Maybach (26%).