На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

В неоплатном долгу

Закредитованность населения &mdash; вызов социальной политике государства. Бессмысленно пытаться доводить денежные доходы гражданина до уровня прожиточного минимума, если они направляются на погашение кредитов. Реальная бедность и социальная напряженность будут только расти.<br/><br/>Последнее время СМИ активно обсуждают статистические данные об уровне кредитной нагрузки на население. Этой дискуссии предшествовал публичный спор руководителей Минэкономразвития и Банка России о рисках потребительского кредитования и его влиянии на экономический рост. Обсуждение сконцентрировалось на балансе доходов и расходов граждан и домохозяйств, но тема источников формирования доходов осталась без внимания. Между тем эта тема продемонстрировала бы серьезную проблему, когда финансовые средства в рамках социальной поддержки во многих случаях перераспределяются на выплату процентов по тем самым кредитам.<br/><br/>Получите пособие и отдайте его банку<br/><br/>Если посмотреть на данные Росстата, то различные меры социальной поддержки граждан в натуральной и денежной форме за счет средств консолидированного бюджета превысили 1 трлн рублей в 2018 году. Доля конкретной помощи в денежной форме составила половину &mdash; 524 млрд рублей. В структуре доходов домохозяйств доля различных трансфертов из бюджетов разных уровней составляет до 20%. Для семей с двумя и более детьми и одним работающим взрослым этот показатель достигает уже 26%.<br/><br/>Получается, что государство перераспределяет огромные средства на различные пенсии и пособия, которые направляются на выплату процентов по кредитам.<br/><br/>Социальная политика государства предполагает различные меры поддержки, направленные на недопущение бедности для семей с низкими доходами. Прежде всего в зоне риска перейти черту бедности находятся молодые семьи и матери-одиночки. В силу этой и других причин они вынуждены брать кредиты, в том числе короткие потребительские займы с высокими процентными ставками.<br/><br/>Банки ожидают от заемщиков рационального финансового поведения, однако на практике часто происходит перекредитование: чтобы рассчитаться с первым кредитом, берется второй, и так далее. Когда накапливается задолженность и у заемщика портится кредитная история, единственным вариантом становится обращение к микрофинансовой организации с еще более высокими процентами. Накопившиеся долги меняют социальное поведение человека: жизнь в постоянном стрессе, попытки избежать звонков банков и встреч с коллекторами. Зачастую заемщику приходится менять работу и уходить в серый сектор, чтобы избежать выплат по исполнительным листам.<br/><br/>В каждом конкретном случае есть своя жизненная ситуация и причина обращения за кредитом: задержали заработную плату, уволили, нужно подготовить ребенка к школе и даже сделать ему подарок на день рождения. Желание рассчитаться с кредитом не всегда выполнимо, так как долговая нагрузка может составлять значительную часть семейного бюджета.<br/><br/>Проблема государства<br/><br/>Закредитованность населения &mdash; вызов социальной политике государства. Бессмысленно пытаться доводить денежные доходы гражданина до уровня прожиточного минимума, если они направляются на погашение кредитов и при этом располагаемые доходы сокращаются. Реальная бедность будет только расти.<br/><br/>Возможный выход &mdash; новая программа &laquo;финансовой реабилитации&raquo;, которая позволит конвертировать короткие кредиты в умеренную долговую нагрузку, хотя бы для социально незащищенных категорий граждан.<br/><br/>Необслуживаемые потребительские кредиты создают проблему для банков-кредиторов. Кредитор прежде всего заинтересован в возврате долга и процентов, поэтому банковскому сектору нужно сократить закредитованность населения. Этот фактор с учетом ясно сформулированной социальной политики государства позволит банкам пересмотреть кредитную политику и изменит текущую практику кредитования, в том числе граждан, которые получают социальную помощь.<br/><br/>Реструктуризация, или рефинансирование, кредита &mdash; достаточно сложное действие, требующее финансовой грамотности и осознанных юридических действий, как и процедура банкротства физического лица. В этом случае информационным посредником могут выступить органы социальной защиты &mdash; например, участвовать в повышении уровня финансовой грамотности и координировать действия по <!--#include virtual="/R/rottattor/sitenew/digest/news/bottom/-/economics/news" -->стабилизации долговой нагрузки получателей социальной помощи.<br/><br/>Подобный проект был реализован мэрией Иерусалима. Участники программы проходили специальные курсы и реструктурировали задолженность. Определенный период времени социальные работники мониторили доходы и расходы участников программы, помогая им сформировать сбалансированный семейный бюджет. Ряд регионов РФ изучил израильский опыт и обсуждает возможность внедрения этого успешного опыта с учетом российских реалий.<br/><br/>Специфика проекта предполагает поиск семей, заинтересованных в стабилизации своего финансового состояния и восстановлении социального статуса. Консультационная и организационная поддержка со стороны местных органов власти может существенно ускорить процесс финансовой реабилитации. Реализация подобной программы повысит эффективность расходования средств консолидированного бюджета и окажет влияние на уровень реальной бедности в стране.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх