На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

Обман зашколивает

Кибермошенничества вокруг социальных выплат государства становятся все более популярными. На этот раз начали появляться фишинговые сайты, имитирующие реальную акцию от банков — бонусы за использование их карты для получения пособий на детей к началу учебного года. Пока эту историю злоумышленники запускают только от лица ВТБ, атаки на клиентов которого в целом участились во втором квартале.

По версии ряда экспертов, речь может идти о таргетинге атак на основании некоей реальной базы, полученной мошенниками. В банке признают проблему и работают над блокировкой ресурсов.

Эксперты «СерчИнформ» отмечают, что в сети появилась новая схема мошенничества вокруг реальной акции от банков — раздачи бонусных 1 тыс. руб. школьникам в рамках выплаты пособий к началу учебного года. Пока найден один такой сайт — видимо, мошенники тестируют новую тематику, уточняет сооснователь StopPhish Юрий Другач: «Если схема покажет результат, будут регистрироваться новые домены по мере блокировки старых». По его словам, сайт vtb-school.ru зарегистрирован 26 августа. На момент публикации он уже не работал.

О единовременной выплате 10 тыс. руб. на каждого ребенка школьного возраста объявил президент Владимир Путин во время прямой линии 30 июня. Для получения денег гражданам нужно подать заявление на «Госуслугах» с 15 июля по 1 ноября, указав номер банковской карты.

Ряд банков, в том числе ВТБ, обещали увеличить сумму на 1 тыс. руб., если для получения денег будет использована их карта. Это и использовали мошенники. ВТБ фиксирует активность мошеннических сайтов, эксплуатирующих акцию по выплатам школьникам от имени банка, и ведет круглосуточную работу по их выявлению и блокировке, подтвердили “Ъ” в его пресс-службе: «В случае получения подозрительных предложений нужно срочно обращаться к специалистам банка по официальным каналам».


Выплаты и пособия в адрес широкого круга населения, которых уже было немало на фоне пандемии, традиционно становятся мишенью мошенников. Но фейковых сайтов именно по этому типу выплат еще не было, они начали появляться перед 1 сентября, отмечают в Infosecurity a Softline company. Схема вполне классическая: пользователь регистрирует карту в программе, написав ее номер и телефон, а затем вводит код из СМС, говорит руководитель блока специальных сервисов компании Сергей Трухачев. Мошенники получают доступ к онлайн-банку и списывают средства, добавляет Юрий Другач.

В то же время эксперты по информбезопасности отмечают общую активизацию мошеннических схем вокруг клиентов ВТБ. Только в августе специалисты Telegram-канала In4security зафиксировали более 60 доменов, предназначенных для обмана клиентов этого банка. «Он уверенно занимает второе место после Сбербанка в нашем рейтинге банков, клиенты которых наиболее подвержены фишинговым атакам»,— отмечается в канале.

В июле и августе появилось 150 доменов со словом VTB, подсчитали в StopPhish. По данным «СерчИнформ», в зоне .ru ежемесячно регистрируется порядка 100 доменов, содержащих в своем наименовании vtb. Во втором квартале число мошеннических ресурсов, мимикрирующих под бренд ВТБ, выросло почти в 2,5 раза по сравнению с первым кварталом, отмечается на официальном сайте банка. Всего за первое полугодие ВТБ заблокировал более 5,5 тыс. таких ресурсов.

Причем сценарий мошенничеств меняется: год назад большинство зарегистрированных доменов были с нейтральными названиями или содержали слова online, cabinet. «Тогда, видимо, мошенники пытались запутать клиентов при их попытках найти официальный сайт»,— говорит ведущий аналитик «СерчИнформ» Леонид Чуриков.

В августе этого года, по его словам, большинство доменов зарегистрированы под акции, подарки, опросы и содержат в своем названии слова gift, opros, promo, bonus. Внимание мошенников к ВТБ не выглядит удивительным с учетом того, что у него 14 млн розничных клиентов. Это второй в России показатель после Сбербанка, и банк рассчитывает удвоить их число к 2025 году. Но Юрий Другач полагает, что может быть и другое объяснение. По его словам, нацелить мошенничество на клиентов определенного банка можно, если загрузить в рекламный кабинет данные реальных клиентов и настроить Look-alike, то есть показывать рекламное сообщение людям, схожим с текущей аудиторией. По словам Леонида Чурикова, сложно проверить, действительно ли мошенники таргетируют рекламу на клиентов ВТБ, но «это кажется логичным и несложным».

Юлия Степанова

Ссылка на первоисточник
наверх