Зависимость и ИНФАНТИЛИЗМ процессы параллельные, в конечном итоге сливающиеся. Поэтому лучше начать бороться с инфантилизмом, чтобы потом не пришлось бороться с зависимостью.
Лень бывает разная. Это может быть сиюминутное, быстро проходящее состояние, привыкшего трудиться человека, который ленью назовет короткий период отдыха или перекура.
Лень может быть свойством характера. Она противоположность нормальной самодисциплине и развитию силы воли.
С точки зрения физиологии, то лень, является признаком недостаточности развития передних отделов больших полушарий, которые отвечают за уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации.
И, кстати, развитие этих отделов мозга напрямую связано с развитием речи. Именно в этих отделах формируется план и программа действий. Затем происходит контроль над их выполнением и коррекция поведения, в соответствии с этими планом. И, затем, регулируется сознательная деятельность, сопоставляя эффект от действий с исходными намерениями.
Вот такой сложный процесс формирования последовательных нейрональных связей, который происходит при целенаправленном, постоянном волевом усилии. Начинает формироваться у ребенка с 1 года, когда он уже достаточно понимает речь взрослого. И затем закрепляется и поддерживается на протяжении всей жизни.
Или не развивается, или не закрепляется, или угасает, или деградирует. Много чего может произойти.
У инфантилов лень - от неразвитости внутренней саморегуляции, в основном имеющей физиологическую природу. Я не зря постаралась объяснить этот механизм с точки зрения процессов в мозге. Так как если не понимать тот факт, что невозможно эксплуатировать то, чего нет, то и невозможно решить проблему.
А у инфантильного человека – нет. Именно недоразвитость физиологического аппарата обеспечения психического функционирования, и делает невозможным решение этой задачи быстро и легко. Если нет структуры для саморегуляции или она развита недостаточно, то нужно время и тренировки для развития. Все как с мышцами.
Если ребенок – тщедушный, хилый и слабый, то от него невозможно ожидать такой же активности, как и от сверстников. Теперь представьте себе, что вот такой слабый и неразвитый у него мозг. А инфантил, сколько бы ему лет не было по паспорту – это неразвитый ребенок, со всеми вытекающими последствиями.
Мышцы у него могут быть очень даже накаченные, а вот психика – дистрофичная.
Инфантилу трудно справляться с ленью, так как он не способен к сознательному усилию воли и преодолению себя, а все же именно такой способ борьбы с ленью наиболее эффективен. Но для такого внутреннего усилия им не хватает ответственности.
Для такого человека может подойти другой способ – временное переключение на другую деятельность, а затем возврат к той, которой было лень заниматься. Также нужно осваивать навыки внутренней самомотивации, через построение так называемых промежуточных целей и систему самопоощрений.
И, кстати, внешняя мотивация, через поддержку, уговоры, принуждение или угрозы другого человека, только снижают внутреннюю мотивацию, и усиливают негативные эмоции и внутреннее сопротивление действиям. Фиксируют и поддерживают инфантильность.
Поэтому, человеку, нашедшему в себе инфантильные черты, необходимо заниматься параллельными процессами – одновременно растить свои трудовые способности и навыки, и свой самоконтроль. Потихоньку. Каждый день, ставя себе посильные задачи и обязательно поощряя себя за их достижения.
А родителям великовозрастных инфантильных деток, тоже нужно учитывать все вышесказанное. Так как панические судорожные попытки как-то заставить свое дитя учиться, когда оно не хочет и не может, ни к чему не могут привести в принципе.
Даже если рядом с таким дитем мы сядем все вместе в кружочек: родители, психологи, репетиторы. И будем его поддерживать, мотивировать и вкладывать знания. Некуда там вкладываться. Механизм произвольной загрузки информации у него не развит. Об этом именно моя статья. Такому ребенку можно хором над ухом «вещать», а он быстро «улетел в облака» и не в контакте. Ему принять такой объем информации нечем. Вместо совковой лопаты – чайная ложка, которой он только и может действовать.
Грустно и печально, поэтому. И вывод – все делается вовремя, постепенно и последовательно. Последнее – ключевое. Что в воспитании детей, что в самовоспитании.
Марина Локоткова