Знакомо ли вам чувство, когда что-то внутри вас подсказывает поступать так, а не иначе, сделать именно этот выбор? Интуицию считают настоящим даром. Она помогает разрешать проблемы и подсказывает нам выход из ситуации. Кто-то верит в ее возможности, кто-то отрицает и объясняет все работой сознания.
Выбрать губы Никанора Ивановича или нос Ивана Кузьмича?
Интуиция – это понимание чего-либо без осознания, как именно это понимание было достигнуто. Некоторые называют ее инстинктивным процессом, но если мы пойдем проверять, что ученые называют инстинктами и как это связано с выбором редиски на рынке, то утонем, так что отложим этот вариант.
Ученые изучают интуицию, и нашли у нее плюсы и минусы. Например, нобелевский лауреат по экономике, Даниель Канеман, показал, что она очень зависит от контекста, от того, как именно сформированы условия, в которых вы принимаете решения. Он предлагал подопытным делать выбор и формулировал задачу либо с ориентацией на выигрыш, либо на проигрыш.
Оказалось, что, когда человеку кажется, что ему светит выигрыш, он становится осторожнее. В таком контексте интуиция подсказывает, что синица в руках лучше журавля в небе. Но когда человеку угрожает проигрыш, он более склонен к риску. Эх-ма, двум смертям не бывать! Даже если математически ситуации совершенно одинаковые, только формулировки разные. Получается, нашей интуицией можно манипулировать.
Вторая проблема, похоже, заключается не в самой интуиции, а в том, что мы верим в ее иррациональность. Если же эта мистическая способность полезна, значит, и другие иррациональные методы принятия решений могут быть верны, так?
Эти самые другие методы называются магическим мышлением. Магическое мышление – это вера в наличие причинно-следственной связи между явлениями, между которыми ее нет. Типичный пример – суеверия.
Американские исследовательницы Сара Ванг и Лаура Кинг провели в 2020 году цикл экспериментов и убедились в том, что люди, которые верят, что интуиция их не подведет, более склонны верить в то, то и гороскоп советует по делу, и, допустим, сонник. К сожалению, тут тоже открывается простор для манипуляций: люди, которых ученые специально настраивали в пользу интуиции, дальше склонялись и к магическому мышлению. Интересно, что изначально более суеверными в их опытах оказались женщины, потом выяснилось, что «научить плохому» вполне можно и мужчин, а женщин от неверных решений отчасти спасала меньшая склонность к риску. Гороскоп гороскопом, а деньгами швыряться не будем.
Но есть у интуиции, видимо, и плюсы. В конце концов, исторически мы не раз принимали решения, куда свернуть, убегая от врага, и можно предположить, что выжили те, кто делал выбор одновременно быстро и верно. В 2006 году ученые из Амстердамского университета поставили такой опыт.
Сначала они давали двум группам людей выбрать лучшую машину, оценивая тачки по 4 характеристикам. У групп на это было 4 минуты, но одна работала спокойно, а других постоянно отвлекали. Первая группа справилась лучше. Во втором эксперименте сравнивать машины нужно было уже по 12 характеристикам. И вот тут, что интересно, лучше справлялись те, кого отвлекали, и они выбирали «наобум», а те, кто пытался успеть во всем разобраться, провалились.
Этот эксперимент подсказывает, что чем сложнее выбор, тем больше нас может запутывать необходимость сопоставить все рационально. Одно дело – выбрать хорошее масло в магазине со скидкой (прочитать составы и пересчитать цены), другое – выбрать квартиру. И возможно, в условиях избытка информации и правда лучше положиться на чутье. Правда, именно этот эксперимент пока не смогли воспроизвести, так что осторожнее с квартирами!
Идея пользы интуиции отчасти подтверждается наблюдениями за профессионалами, которым нужно принимать важные решения не в лабораторных условиях, а в реальной жизни. Например, пожарные, медсестры, пилоты часто полагаются на интуицию. Еще бы, ведь если прикидывать, что к чему, слишком долго, у тебя все сгорит, погибнет и разобьется. Более склонны к интуитивным решениям, по некоторым данным, и старшие менеджеры.
Правда, здесь ученые напоминают, что интуиции бывают разными. Иногда мы для скорости опираемся на эмоции («в этой квартире так уютно, я уже чувствую себя как дома»), а иногда – на опыт («я уже переезжала десять раз, и что-то мне подсказывает, что лучше делать так»). А скорее всего – сочетаем и то, и другое, процесс-то бессознательный.
Так вот интуиция, основанная на опыте, хороша лишь настолько, насколько хороша наша база данных, на основе которой мозг будет производить свои молниеносные и не осознаваемые нами вычисления. А значит – хорошие новости – интуицию можно тренировать. Для этого нужна так называемая «осознанная практика». Практика является осознанной, когда мы не только делаем что-то снова и снова, но и думаем, зачем и как это делаем, и получаем обратную связь.
Допустим, домашний кулинар может считать, что прекрасно готовит «на глаз» раз в полгода, но это у него просто очень добрые близкие, которые хвалят все, что сделал папа. Чтобы развить реальную кулинарную интуицию, потребуется не только готовить почаще и изучать основы, но и выслушивать честное мнение едоков.
Итак, судя по всему, интуиция – это наша дорога «через центр». Более короткий, но и более рисковый путь, чем анализ. Но ученые напоминают, что чутье и знание не обязательно противоречат друг другу, и самое выгодное – это их сочетать и тренировать и то, и другое.
Автор Елизавета Пономарева