На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

От шторма к штилю

Для нефтяного рынка коронавирусный 2020 год стал настоящим шоком, но отрасль уже начала оправляться благодаря сделке ОПЕК+. Взрывного роста котировок опрошенные Forbes аналитики не ждут, но рассчитывают на плавный рост на фоне восстановления спроса на топливо

Нефтяная отрасль cтала одной из самых пострадавших из-за коронавируса — львиная доля перевозок в период локдауна приостановилась, из-за чего спрос на топливо рухнул.

В 2020 году объем добытой в России нефти снизится на 8,5% по сравнению с 2019-м, говорил Новак на встрече с Владимиром Путиным в конце декабря. Но с весны национальная добыча нефти уже восстановилась примерно на 25% в связи с восстановлением спроса в мире. Сейчас спрос восстановился примерно на 15-17 млн баррелей в сутки, но общее его снижение находится на 6–7 млн баррелей в сутки ниже докризисного уровня.

Когда мировой локдаун в 2020 году привел к снижению спроса на 22-25 млн баррелей в сутки, все могло и вовсе окончиться остановкой добычи нефти, иначе ее некуда было бы девать, вспоминал Новак на экспертной встрече «Энергетический переход и постковидный мир». Восстановление будет более медленным, чем изначально планировалось, считает вице-премьер.

Альянс года

Главным событием 2020-го стала сделка ОПЕК+. Но союз начался со скандала. Альянс России и ОПЕК+ поддерживал цены на нефть с 2017 года, соглашение истекало 1 апреля, и участники не смогли договориться о новых сокращениях на встрече в Вене. Саудовская Аравия хотела, чтобы добыча картеля сократилась на 1,5 млн баррелей в сутки — этот показатель стал бы крупнейшим с 2008 года. Главным инициатором разрыва сделки стал глава «Роснефти» Игорь Сечин, писало агентство Bloomberg. «Если вы всегда уступаете партнерам, вы больше не партнеры. Это называется чем-то другим, — говорил агентству глава пресс-службы «Роснефти» Михаил Леонтьев. — Давайте посмотрим, как американская добыча сланцев почувствует себя в этих условиях».

Нефтяные цены рухнули на 30% на открытии торгов в понедельник, 9 марта — до $31 за баррель Brent, а 1 апреля ценник опустился уже до $25 за баррель. Но со второй попытки 10 апреля Москва и Эр-Рияд после почти десятичасовых переговоров достигли соглашения о сокращении добычи нефти — картель решил, что будет добывать меньше на 9,7 млн баррелей в сутки.

С конца апреля нефтяные цены начали восстанавливаться и достигли $40 за баррель к середине июня. На пике котировки оказались к концу декабря, показав $52,26 за баррель, после чего начался спад из-за новостей о новом штамме коронавируса и новом витке ограничения авиасообщения. Например, Россия с 21 декабря приостановила на неделю авиасообщение с Великобританией. Что будет с нефтяными ценами в 2021 году?

Бурного роста не будет

Опрошенные Forbes нефтегазовые аналитики не ждут бурного роста котировок в 2021 году и сходятся во мнении, что нефть будет колебаться в среднем диапазоне $50-$55 за баррель. Стоимость нефти будет сдерживать ряд факторов. Аналитик «Атон» Анна Бутко, которая ожидает среднюю цену в районе $50 за баррель, отмечает все еще высокий уровень накопленных запасов, риск локдаунов и растущую добычу в Ливии и потенциально в Иране. Но если вакцина от коронавируса будет применяться широкомасштабно, это может привести к росту цен на нефть выше $55 за баррель к концу года, считает Бутко. Поддержать цены смогут действия ОПЕК+ и решение альянса наращивать добычу более медленными темпами, а также восстановление глобальной экономики и спроса на нефть, говорит она.

Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин считает, что уже в январе после инаугурации Байдена и прихода в Белый дом новой администрации цены на нефть марки Brent могут опуститься до $47 за баррель — администрация Байдена поддерживает более жесткие ограничения по борьбе с коронавирусом. Но уже в мае с началом автомобильного сезона стоит ожидать роста нефтяных цен, в итоге к концу года котировки достигнут $55 за баррель, полагает Блохин.

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что в следующем году потребление этих нефтепродуктов восстановится до 97-99% от уровня 2019 года. Это будет поддерживать цены, говорит аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. Главной подпиткой для нефтяного рынка может стать рост спроса со стороны Азии, страны которых восстанавливаются опережающими темпами, добавляет Блохин.

Тем временем ОПЕК+ доказала свою способность стабилизировать рынок после сильного снижения цен, поэтому следующий год должен быть спокойным для нефти, убежден директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.

В отличие от своих коллег старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин считает, что цена на нефть может подняться до $60-70 за баррель. В нефтяной отрасли, по его словам, произошло значительное падение активности и инвестиций. «Крупные нефтяники ощущают на себе давление экологов и часть инвестиций направляют в возобновляемые источники. Американские добытчики сланца перешли от стратегии безудержного роста к стабильным выплатам акционерам. Поэтому цена на нефть может обоснованно подняться до таких значений», — поясняет Громадин.

Позитив для рубля

Что касается рубля, то влияние нефтяных цен на него в 2021 году будет близким к нейтральному, пока нет никаких разговоров об отмене бюджетного правила, полагает Брагин. «Это не значит, что рубль и нефть не будут часто двигаться в одном направлении, но это будет оставаться результатом воздействия общих факторов, например, изменения отношения инвесторов к рисковым активам», — подчеркнул Брагин.

По оценкам Громадина, в среднем по году курс рубля к доллару будет находиться на уровне 72-74, при этом к концу следующего года курс может приблизиться к 70 рублям за доллар. Но изменение интереса глобальных инвесторов ко всей̆ группе развивающихся рынков и восприятие санкционных рисков приводят к значительным отклонениям фактического курса рубля от равновесного, говорит он. Сейчас размер санкционной премии в рубле относительно невелик, но при усилении санкционных рисков потенциал премии может быть весьма существенен, заключил Громадин.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх