Игра, в которой вам надо только моргать (ну ладно, иногда двигать мышкой и закрывать глаза). Этого достаточно, чтобы привлечь внимание, не правда ли? А что, если на этом её достоинства не исчерпываются, а лишь начинаются?
Жанр Приключение
Издатель SkyBound Games
Издатель в России Нет
Разработчик GoodbyeWorld Games
Минимальные требования Windows 7 и выше, процессор AMD Athlon X4 880K 4,0 ГГц / Intel Pentium G4500 3,5 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, встроенная видеокарта уровня Intel HD Graphics 520 или AMD Radeon Vega, 5 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Windows 10, процессор AMD Ryzen 5 1500X 3,5 ГГц / Intel Core i5-7500 3,4 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня AMD Radeon RX 480 или NVIDIA GeForce GTX 970 с 4 Гбайт памяти
Дата выхода 8 апреля 2021 года
Возрастной ценз Нет
Платформы PC (Windows, macOS), Xbox One
Играли на PC
Порой мозг играет с нами в кошки-мышки — даёт почувствовать привкус воспоминания, заметить какую-то его тень — а затем топит его во тьме забвения.
Игра про моргание
В прошлом году вышел финальный, пятый эпизод эпического (и великого) долгостроя Kentucky Route Zero — игры, которая создавалась с 2012 по 2020 год. И казалось, подобраться к этому эталону неспешности не удастся уже никому. Но удалось, и уже всего через год — первое упоминание игрового прототипа Close Your датируется 2014-м. И да, уже тогда основная игровая механика — управление происходящим на экране через моргание — была в основе всего и отлично работала. Прошло каких-то семь лет (и одна обязательная в таких случаях кампания на Kickstarter — в 2016 году), и окончательная версия проекта всё-таки вышла в свет, уже под именем Before Your Eyes и с иной сюжетной концепцией. Студия GoodbyeWorld Games, для которой эта игра стала дебютом, долго искала идеально подходящую для выбранной механики историю — и всё-таки нашла.
Ключевые моменты при этом остались неизменными. Действие, как и в Close Your, стартует после смерти главного героя — и из загробного мира мы пробегаемся по воспоминаниям, переходя из одного в другое, просто моргая. Зато серьёзно изменилось как графическое исполнение, так и несколько не самых, казалось бы, значительных, но оказывающих решающее влияние на восприятие процесса моментов.
Во-первых, мы не знаем причины своей смерти — паромщик в образе побитого жизнью пса не сообщает нам такие детали, а быстро отправляет в пучину памяти, восстанавливать свой жизненный путь. Во-вторых, ключевая идея — каждая сцена длится ровно столько времени, сколько вы держите свои глаза открытыми, — оказалась слегка подкорректирована. Прямо сразу «перелистнуть» воспоминание нельзя, нам в любом случае даётся некоторая экспозиция. Метроном, тиканье которого указывает на то, что стоит моргнуть — и мы двинемся по времени вперёд, появляется уже через какое-то время. Благодаря ему у нас, с одной стороны, появляется время на то, чтобы погрузиться в историю, а с другой… да, приходится сражаться с глазными мышцами.
Почти в любой игре у нас есть достаточно времени, чтобы все осмотреть, прочитать, погрузиться в её мир настолько, насколько хочется — обычно нас никуда не торопят. Даже в самом отчаянном шутере мы можем исследовать поле битвы после того, как отстрелили все волны врагов. Но Before Your Eyes безжалостнее, чем DOOM. Экспозиция любой сценки-воспоминания нам доступна в любом случае, а вот детали — какие-то дополнительные реплики, вещи, которые можно осмотреть и «потрогать», что-то ещё — будут доступны, только если вы не будете моргать.
Поначалу это кажется нечестным — синдром «собирателя достижений» с ходу включается на полную катушку: «Как так, я ещё не досмотрел!» На следующей сцене ты пытаешься обмануть систему, смотря куда-то в сторону, перед тем как моргнуть, или прикрываешь глаза руками, но они все равно начинают предательски слезиться от усилия, и ещё одна сценка обрывается на полуслове. И ещё одна. И ещё…
И в какой-то момент ты расслабляешься, понимаешь, что так и нужно — мы не можем полностью контролировать свои собственные воспоминания, они обрываются произвольно; что-то, что казалось невероятно ценным в момент, когда происходило, исчезает навсегда. И чувствуя это, ты постепенно находишь полный контакт с героем игры, который так же, как и мы, пытается что-то выбросить из головы, а какие-то пробелы дополнить фантазиями. И этот контакт, это прозрение (от офтальмологических сравнений тут никуда не деться) помогают полностью прочувствовать Before Your Eyes.
Другая вещь, которая позволяет здорово войти в контакт с произведением, — то самое упомянутое в начале «детское» ощущение. Чувства беззаботности, наивности и беспомощности перед поворотами судьбы отлично сочетаются с такой же беспомощностью нас как игрока — мы не можем ничего делать, кроме как моргать. При помощи того же движения век мы, к слову, открываем дополнительные моменты в сценках-воспоминаниях, а не только переходим от одной к другой. Также нам дают иногда водить мышкой, а в какие-то моменты придётся просто закрыть глаза — и это будут очень мощные моменты.
История, которую рассказывает игра, достаточно проста, если не сказать незамысловата, — создатели Before Your Eyes даже не пытаются бросать вызов интеллекту или разуму, а работают исключительно на эмоциональном уровне. Тем не менее линейный, на первый взгляд, рассказ делает резкий поворот перед последней третью — и становится на сентиментальные рельсы. Впрочем, не могу это назвать слабостью произведения — да, зачастую сентиментальность бывает манипулятивной и подменяет собой смыслы, но это не тот случай; Before Your Eyes не давит на жалость чрезмерно и чётко доносит свой гуманистичный и добрый посыл.
И почти последнее, что хотелось бы сказать, — да, в Before Your Eyes можно играть без веб-камеры, и да, если вы не проникнитесь идеей неизбежного пропуска части истории, можно перейти на управление при помощи мыши. Но в этом случае вы потеряете значительную часть очарования игры.
***
Видеоигры — достаточно молодой вид искусства (40 лет — вообще не срок), и здесь ещё возможен активный поиск способа взаимодействия потребителя и произведения. И мы будем ещё долго наблюдать за нахождением новых механик, использованием каких-то необычных контроллеров или технологий. Но зачастую прорывные в плане этого поиска игры оказываются заложниками собственных механик, затмевающих художественные достоинства. Или художественные достоинства оказываются и вовсе не важны, и произведение оказывается сразу, в момент своего выхода, в роли музейного экспоната, нишевого аттракциона или, в лучшем случае, вехи, «важной игры», про которую многие услышат, но в которую мало кто будет играть. Before Your Eyes избегает этой ловушки — её создатели смогли добиться синергии способа рассказывания истории (из которого всё и выросло) и самой истории, подарив нам маленькую жемчужину, мимо которой не стоит проходить. Хотя бы из любопытства.
Достоинства:
уникальная игровая механика — управление происходящим с помощью морганий;
очень эмоциональная и трогательная история;
незамысловатое, но приятное графическое оформление.
Недостатки:
придётся отклеить липкую ленту со своей веб-камеры;
нет перевода на русский язык (при том, что местами игру придется воспринимать исключительно на слух).
Графика
Before Your Eyes выглядит простенько, но очень аккуратно и полна очаровательных деталей.
Звук
Игра прекрасно и полностью озвучена (это было неизбежно — местами, кроме звука, в ней нет ничего), а вот музыка вылетает из головы сразу после титров. Зато в процессе можно сыграть пьесу из баховского сборника «Хорошо темперированный клавир».
Одиночная игра
Dark Souls от мира моргания.
Коллективная игра
Не предусмотрена.
Общее впечатление
Уникальный игровой опыт, который сочетается с очень эмоциональной историей и вступает с ней в полный контакт.
Оценка: 9,0/10