В последнее время в медицинских новостях во всем мире дружно отпевают аспирин: ацетилсалициловую кислоту (АСК). Завершилось несколько исследований, показавших, что для защиты от инфарктов и инсультов принимать его вроде бы не стоит.
«Под раздачу» попал и отечественный кардиомагнил, который, по сути, тоже является кардиоаспирином.
Тройной эффект
Как получилось, что лекарство с тройным эффектом — обезболивающим, жаропонижающим и противовоспалительным — стало лучшим другом сердечников? Аспирин создали в 1897 году в Германии, и это было новое слово в лечении ревматизма. Его тройной эффект подходил идеально при этой болезни. Естественно, препарат использовали при разных болях, высокой температуре и простудных болезнях.
Все изменилось 1971 году, когда английский фармаколог Джон Вейн расшифровал механизм действия аспирина. До этого препарат был вроде «черного ящика»: были известны его три эффекта, но непонятно, как он это делал. Профессор Вейн доказал, что аспирин угнетает синтез простагландинов (ПГ), принимающих самое широкое участие в воспалении, регуляции боли и температуры, а также, что особенно важно для сердечников, — в свертывании крови.
Гениальная догадка
Некоторые ПГ способствуют слипанию тромбоцитов и, соответственно, образованию тромбов, приводящих к инфарктам и инсультам. Аспирин, блокируя синтез ПГ даже в малых дозах, предупреждает развитие этих серьезнейших заболеваний. Понимая это, Джон Вейн предложил использовать низкие дозы аспирина для профилактики образования тромбов в сосудах сердца. Медики его идею приняли, проверили в клинических испытаниях и взяли на вооружение. За прошедшие годы маленькие дозы аспирина спасли жизни многим миллионам людей, которые могли бы умереть от инфаркта или инсульта. А многие умерли от этих болезней, хотя могли бы спастись, принимая это лекарство. Это было доказано в массе исследований. Сам Вейн за это открытие получил в 1982 г. Нобелевскую премию.
Рецепт от нобелевского лауреата
В 1997 г. в Венеции, на конгрессе, посвященном столетию аспирина, я увидел Джона Вейна, он был самым почетным гостем. В интервью я спросил, часто ли он пьет лекарство, сделавшее его нобелевским лауреатом. Он ответил не задумываясь: «Каждый день — в дозе 75 миллиграмм. Раньше пил детский аспирин, а теперь, когда стали выпускать специальный кардиологический аспирин, пью его. Когда у вас будет такой же возраст и вес, как у меня, вам тоже придется его пить».
И что, теперь это лекарство будет похоронено? Не спланированная ли это атака на препарат, у которого есть конкуренты? Правда, они существенно дороже, а по эффективности ничуть не лучше. Это было показано во многих исследованиях, когда их сравнивали с аспирином. Поэтому им трудно тягаться со старым препаратом: победить можно, только убив его.
Мнение эксперта
Мы решили выяснить, что думают по этому поводу специалисты, профессионально занимающиеся тромбозами и видящие эту проблему глубоко и широко. Вот что нам рассказал кандидат медицинских наук, заведующий отделением неотложной кардиологии и главный кардиолог ЦКБ Управделами президента РФ Никита Ломакин:
«То, что происходит сейчас вокруг препаратов с аспирином, я называю информационным шумом. Просто на состоявшемся недавно в Германии Европейском конгрессе кардиологов были два доклада, показавших, что аспирин не защищает от инфарктов и других сердечно-сосудистых проблем при так называемой первичной профилактике у людей с низким риском болезней сердца и сосудов. Для профессионалов ничего нового в этом нет, новые большие исследования подтвердили то, о чем они раньше знали. Но эхо от этих докладов распространяется по миру.
И хоронить аспирин рано, он будет оставаться средством № 1 при первичной профилактике у пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний. У них есть сразу несколько факторов риска таких болезней, например, курение, ожирение, гипертония, повышенный холестерин и т. д. Точно так же аспирин будет главным средством вторичной профилактики, то есть для людей, уже имеющих ишемическую болезнь сердца или другие проявления атеросклероза.
Если говорить о его способности вызывать кровотечение и язву желудка, то это в первую очередь актуально для тех, у кого в прошлом была язвенная болезнь. Часто у таких людей есть в желудке микроорганизм хеликобактер пилори, и перед лечением аспирином им нужно провести его эрадикацию (уничтожение). Для этого разработаны эффективные схемы приема антибиотиков. Это важно, так как хеликобактер пилори способствует развитию язвы.
Многие уверены, что аспирин способствует повреждению слизистой оболочки желудка, действуя на неё местно, из-за того, что он повышает кислотность. Это не так, он действует системно: тормозит выработку специального простагландина, защищающего слизистую. И поэтому не так важно, как вы его принимаете: в виде таблетки с оболочкой, нерастворимой в желудке, с антацидами или ещё как. Всасываясь в кровь и распределяясь по организму, аспирин все равно будет тормозить этот простагландин. Важно, что это побочное действие и лечебный антитромботический эффект взаимосвязаны, в их основе единый механизм действия аспирина. Но, поскольку риск кровотечения невысок (1,3-1,5%), а полезный эффект несравнимо важнее, аспирин остается лучшим средством для профилактики инфарктов и инсультов. Он реально спас от этих осложнений миллионы людей.
Из действительно важных новостей об этом лекарстве я бы отметил тот факт, что людям с выраженным ожирением (с индексом массы тела выше 40) нужна большая доза аспирина. Обычных 100 мг в день им недостаточно, необходимо принимать 150-200 мг в день».