Современные автомобили функционируют на основе управляющей электроники, которая в свою очередь пользуется показаниями всевозможных датчиков. Информация о скорости, температуре, о поведении мотора и о прочих параметрах стекается в электронный блок управления (ЭБУ), который в зависимости от условий запускает нужные алгоритмы управления мотором или коробкой передач, а так же корректирует их настройки.
Однако при выходе из строя датчиков блок управления лишается достоверной информации и усредняет значения, переводя мотор в несвойственные для данных условий режимы работы. В итоге мощность двигателя падает, ощущаются нарушения в динамике, возникает тряска и прочие проблемы. Проверки техники не выявляют проблем, хотя их причина кроется в небольших деталях, значимость которых не для всех автомобилистов очевидна.ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки
Выросшие на аналоговых машинах автомобилисты при самостоятельном ремонте вспоминают об исправности датчиков обычно в последний момент и подолгу проверяют технику, пока, наконец, руки сами не дойдут до этих небольших, но важных устройств.
Одним из важных в автомобиле является датчик положения дроссельной заслонки. Его показания используются в расчетах впрыска топлива и угла опережения зажигания, а также для определения режима работы холостого хода. На отечественных машинах чувствительный элемент датчика выполнен в виде полимерной пленки с нанесенным графитовым напылением, образующим дорожки, по которым скользит ползунок. Часто дорожки с переменным сопротивлением разрушаются и сопротивление искажается. Датчик выдает неправильный ток, из-за чего ЭБУ меняет параметры горючей смеси. Машина при определенном положении педали газа начинает дергаться, возникают провалы на разгоне, а при остановке «плавает» холостой ход. Иногда закисший датчик не дает оборотам опуститься ниже 1500 об.
Двигаться до гаража или станции сервиса следует в этом случае не торопясь, в щадящем темпе.
РДТ — регулятора давления топлива
Датчик контролирует давление в топливной магистрали и регулирует работу топливного насоса. На некоторых машинах АвтоВАЗа датчик стоит на рампе, соединенной с трубкой слива топлива в бак. Так же иногда его размещают в баке вместе с насосом, который поддерживает постоянное давление 3.8 бар.
При выходе датчика из строя наблюдается неустойчивая работа двигателя, который не только меняет обороты и допускает рывки и провалы в работе, но и не развивает полной мощности. Иногда силовой агрегат даже глохнет на холостом ходу.
ДПКВ — датчик положения коленчатого вала
В современных моторах положение коленчатого вала определяется с помощью индукционного датчика, который выдает импульсный сигнал на ЭБУ при вращении. Отсутствие сигнала означает остановку двигателя. Если датчик вышел из строя, то ЭБУ не станет запускать другие системы, чтобы не повредить мотор. Не будет энергии на форсунках, в системе зажигания, свечи не получат искры. Автомобиль будет невозможно завести. Придется вызывать эвакуатор и отправляться на ремонт на его платформе.
ДТОЖ — датчик температуры охлаждающей жидкости
Работает датчик по принципу термистора — чем выше температура, тем его электрическое сопротивление меньше. Обычно датчик устанавливают между головкой блока цилиндров и термостатом. С его помощью ЭБУ получает информацию о состоянии двигателя, благодаря чему в холодное время сразу после запуска мотора электроника готовит стехиометрическую горючую смесь, то есть формирует такое соотношение окислителя и бензина, чтобы смесь сгорала полностью без остатка вредных газов и взвесей.
Кроме того, показания датчика используются для включения вентилятора на радиаторе.
Из-за нарушения электрического контакта внутри датчика или обрыва проводов вблизи датчика, компьютер активирует пусковую температуру двигателя, предназначенной для 0 градусов Цельсия. Электрика готовит соответствующую смесь с переизбытком топлива. Потребление горючего возрастет.
Если же температура охлаждающей жидкости достигнет критического значения, то неработающий датчик не сможет просигнализировать об этом в ЭБУ и вентилятор не включится. Кроме того, не будет корректироваться угол опережения зажигания, из-за чего возможны детонации в блоках цилиндров.
ДДД — датчик детонации двигателя
Устройство служит для определения начала опасных процессов преждевременного подрыва смеси в цилиндрах, в результате которых начинаются разрушительные процессы, в том числе растет температура, оплавляются поршни, пригорают клапана и возникают задиры на стенках цилиндров.
Наиболее распространен пьезокварцевый вибродатчик, работающий по принципу пьезо-зажигалки. Чем сильнее удар, тем больше на нем вырабатывается напряжение. Когда в цилиндрах начинается нештатный подрыв смеси, сопровождаемый ростом ударных нагрузок на поршни, датчик сигнализирует в ЭБУ, после чего электроника корректирует угол опережения зажигания, и детонации прекращаются. Чаще всего такие процессы начинаются после заливки бензина с низком октановым числом, к примеру, вместо АИ-95 используется АИ-92.
Выход из строя ДДД грозит опасными последствиями для двигателя. Мотор станет более чувствителен к сорту бензина, а заправка топливом с низким октановым числом гарантированно приведет к «стуку пальцев», то есть к характерному звону мотора и его последующим повреждениям.
Лямбда-зонд — датчик содержания кислорода в выхлопных газах
Обычно этот датчик устанавливается в выхлопной системе рядом с каталитическим нейтрализатором и контролирует приготовление смеси. Задача датчика кислорода — определение наличия остатков кислорода в отработавших газах, после чего идет корректировка состава стехиометрической горючей смеси. Есть кислород — бедная топливная смесь, нет кислорода — богатая.
Выход из строя датчика кислорода приводит к увеличению расхода топлива и вредных выбросов.