Динамика появления новых заболевших COVID-19 в столице и в России вернулась к майским показателям. На этом фоне все чаще появляются сообщения о возможности нового карантина, которые власти опровергают. Forbes спросил экспертов, какие отрасли экономики сильнее пострадают в случае введения локдауна, а какие скорее всего не заметят кризис
Согласно исследованию, которое весной провели экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), сильнее всего во время карантина пострадали производители потребительских товаров длительного пользования — ювелирных украшений, автомобилей, бытовой техники. Предприниматели в майском опросе малого и среднего бизнеса называли среди наиболее пострадавших ресторанную отрасль, индустрию моды и красоты.
Есть и отрасли, не заметившие первой волны пандемии. Среди тех, кто не пострадал от кризиса, по данным исследования ЦМАКП, пять крупных секторов — производство пищевых продуктов, бумаги, газодобыча, электроэнергетика и химическое производство. Их уровень выпуска в апреле-мае остался относительно стабильным в силу устойчивости спроса.
Опрошенные Forbes эксперты сходятся во мнении, что новый масштабный локдаун негативно скажется на экономике и анализируют, кто на этот раз пострадает сильнее других, а кто выиграет от новых ограничений.
Кто пострадает сильнее других
Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markets
«Рост заболеваемости и введение любых ограничений на экономическую деятельность — конечно же, негатив для экономики. Даже в отсутствие карантина можно предположить, что поведение населения изменится: люди будут менее склонны находиться в людных местах и будут активнее переходить на сберегательную модель поведения, т.к. экономические риски и связанные с ними риски для рынка труда растут. Проиграют все отрасли экономики, но наибольший урон могут понести сектора, напрямую связанные с потреблением: торговля, туризм, общественное питание, транспорт, сфера услуг. Возможно, меньше будут затронуты экспортные сектора, но только если ухудшение ситуации с пандемией сильно не затронет мировую экономику, а это не факт. Также чуть лучше могут чувствовать себя ИТ и банковский сектор, а также стратегические отрасли, контролируемые государством — например, ВПК».
Софья Донец, экономист по России и СНГ, ИК «Ренессанс Капитал»
«Мы ожидаем, что даже в случае введения повторных карантинных ограничений воздействие на экономику будет значительно меньшим, чем весной. Мы видели это по опыту других стран, прошедших вторую волну, в том числе в нашем регионе – Казахстана, Азербайджана, Узбекистана. Это определяется и предположительно более мягким характером ограничений, и произошедшей подстройкой бизнеса, и более устойчивым характером ожиданий, учитывая достигнутый прогресс в подготовке вакцины. Мы не ожидаем массового закрытия непродовольственных магазинов, предприятий сферы услуг, возвращения режима «нерабочих дней». Бизнес приобрел опыт работы в условиях пандемии, расширив перечень товаров и услуг, которые можно приобрести онлайн, а также сети доставки. Как и в первый карантин, наибольший удар может прийтись на сектор потребительских услуг – прежде всего в сфере развлечений, а вот значительного снижения розничной торговли мы в этот раз не ожидали бы».
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка
«Пока мы не знаем, ожидать значительных ужесточений или нет, поэтому пока я не закладываю предпосылки такой же остановки бизнеса, как весной этого года. С другой стороны, ограничения не снимаются, а количество заболевших меньше не становится. Скорее всего, спад ВВП будет в районе 4%, на минус 3% при такой динамике будет трудно выйти. Если рассматривать картину по второму кварталу и конкретные сегменты, то видно, что сильнее всего пострадал гостиничный и туристический бизнес, сегмент услуг, бизнес, связанный с путешествиями. Дальше, безусловно, будет спад в торговле и транспорте. Результат этих секторов — транспорта, туризма и гостиничного бизнеса и торговли — будет сильно зависеть от второй волны. Но совершенно точно, это самые пострадавшие отрасли».
Кто выиграет
Евгений Коган, профессор Высшей школы экономики
«Скорее всего, экономику, как раньше закрывать не будут. Есть уже некий консенсус об этом. Более того, Всемирная организация здравоохранения признала, что Швеция пошла по рациональному пути. По шведской модели может пойти весь мир — сохраняя маски, отменяя массовые мероприятия, при этом требуя справок при пересечении границ, мы обойдемся без тотального закрытия экономики и тотального карантина. То есть все то буйство чиновничьих фантазий, которое мы наблюдали раньше, мы вряд ли увидим. Мир понял, что это слишком дорого и невозможно. Никто не в состоянии заплатить эту цену. Многие бизнесы и так дышат на ладан. Понятно, что туризм, транспорт, сфера услуг и развлечения, гостиничный бизнес пострадают больше всего. Понятно, что праздник на их улице не скоро будет. Если второй раз вводить жесткие ограничения, то придется накачивать мировую экономику десятками триллионов долларов. Но есть и отрасли, которые выиграют от пандемии — фармацевтические компании, фирмы, ориентированные на онлайн-коммуникации. Также в силе, как и весной, спрос на загородное жилье».
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН
«Падение ВВП может быть больше, чем ожидалось — до 8 — 10% ВВП. Голода и холода не будет. Экспорт товаров хотя и упал по стоимости на 25%, но все равно исправно качает валюту для импорта лекарств и оборудования. Кому будет хуже, чем в августе? Промышленное производство — падение больше, чем на 10% к прошлому году, услуги провалятся на 20 — 28%, грузоооборот транспорта снизится на 9 — 10%. Численность официальных безработных выше прошлого года в 6 — 6,5 раз. Добыча полезных ископаемых — -14-15%. Производство автотранспортных средств упадет на 15-20%. Кому будет лучше всех? Медикаменты, моющие средства, спецодежда, медоборудование».