На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

Минимум активности за полтора десятилетия

В первом полугодии 2020 года объем сделок слияний и поглощений с российскими активами достиг девятилетнего максимума. Но произошло это за счет покупки Минфином у ЦБ доли в Сбербанке. Без нее был бы зафиксирован обвал до минимальных с 2004 года уровней. Сжались и рынки акционерного и долгового капиталов.

Инвестбанкиры лишились пятой части своих заработков с комиссий.

Рынок капитала этой весной фактически остановился на несколько недель — инвестбанкиры и организаторы road show отменяли личные встречи из-за угрозы коронавируса и приостанавливали всякую активность из-за волатильности на рынках. Затем рынки начали постепенно оживать. Тем не менее, догнать упущенное за «коронавирусные» месяцы не удалось, свидетельствуют подсчеты аналитиков компании Refinitiv.

Общий объем объявленных сделок слияний и поглощений (M&A) с российскими активами составил $40,6 млрд. Это максимальная цифра за 9 лет, пишут аналитики Refinitiv. Но достичь его удалось за счет покупки Минфином у ЦБ 50% Сбербанка за 2,139 трлн рублей (около $33,9 млрд), которые взяли из ФНБ (сделку закрыли в апреле). Если не брать в расчет эту сделку, то объем слияний и поглощений с российскими активами оказался на уровне, минимальном с первого полугодия 2004 года (около $6,7 млрд). Количество сделок слияний и поглощений с участием российских компаний оказалось минимальным с 2006 года (360 сделок). Объем выпуска акций составил $2 млрд, это минус 9% по сравнению с первым полугодием 2019 года, притом выпусков было всего шесть (в первом полугодии 2019-го - восемь). Первые шесть месяцев 2020 года вряд ли можно назвать удачными для инвестбанков. По итогам 2019 года их комиссионные выросли почти в два раза — с $192,7 млн до $347,7 млн. Теперь вынужденная пауза экономики и общее замедление инвестиционной активности стоила инвестбанкирам пятой части комиссий, которые они получают за организацию сделок. В первом полугодии они заработали $144,7 млн комиссий, это на 19% меньше, годом раньше.

Сильнее всего — на 45%, до $30,2 млн — упали комиссии за сделки слияний и поглощений. Две крупнейшие сделки в этом сегменте — сделка с пакетом Сбербанка и выкуп «дочкой» холдинга En+ Group у ВТБ 21,4% акций холдинга за $1,6 млрд.

На рынке акционерного капитала комиссии снизились на 22%, до $35,7 млн. Здесь две крупнейшие сделки с начала года связаны с «Яндексом». В феврале компания объявила о размещении конвертируемых в акции класса А облигаций на $1,25 млрд, в июне разместила акции на $460 млн (всего компания привлекла более $1 млрд).

Меньше всего упали комиссии на рынке долгового капитала — на 10%. Правда, они снизились до четырехлетнего минимума — до $44 млн долларов. Крупнейшая сделка на этом рынке прошла в феврале — «Газпром» разместил 10-летние евробонды на $2 млрд.

Комиссии за синдицированное кредитование единственные оказались в плюсе — выплаты по ним составили $34,8 млн, это плюс 21% год к году.

По объему полученных комиссий, как следует из отчета Refinitiv, лидируют «ВТБ Капитал» (почти $42 млн), Goldman Sachs ($17,1 млн) и Citi ($11,5 млн). На эти три инвестбанка приходится половина всех заработанных комиссий. У «ВТБ Капитала» и Goldman Sachs объем комиссий даже вырос, у последнего — более чем в два раза.

Оценка глубины падения в разных секторах соответствует истине, сказал Forbes инвестбанкир из крупного российского банка. В первую очередь снизилось количество сделок, комиссии в большинстве случаев уже находятся на достаточно низком уровне, считает менеджер другого инвестбанка.

Надежда инвестбанкиров

Наибольший доход инвестбанкам в абсолютных цифрах принес долговой рынок. С начала года по 21 июля российские компании, а также муниципальные и региональные власти уже заняли на рынке почти 2,1 трлн рублей (сюда включаются и евробонды в валюте), притом что объем размещений за аналогичный период 2019 года — 1,7 трлн рублей, подсчитали для Forbes аналитики «Эксперт РА». В 2020 году больше размещений из-за снижения ставок и условий жизни в кризисное время, где лучше рефинансироваться «про запас», пока есть возможность, сказал директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. Активнее всего занимали компании нефтегазового сектора, банки и финансовые институты.

И именно на скорое восстановление долгового рынка рассчитывают опрошенные Forbes инвестбанкиры. «Долговой рынок всегда первый», — говорит инвестбанкир из крупного российского банка. «За рынок бондов я даже не переживаю», — соглашается менеджер инвестбанка. — Уже сейчас идет вал размещений. Рынок облигаций уже составляет здоровую конкуренцию банковскому сектору. И комиссии от него будут расти».

Вряд ли стоит ждать большой активности в сегменте размещений акций и слияний и поглощений, считает менеджер инвестбанка. «Россия — тяжелая история. Влияют уже введенные санкции. Достаточно того, что есть (уже введенных санкций), а то, что в воздухе висит (новые обсуждения санкций) — уже также привело к сокращению активности», — объясняет он.

Соруководитель департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках «ВТБ Капитала» Алекс Метерелл, напротив, рассчитывает на скорое восстановление рынка акционерного капитала. По его словам, сейчас идет подготовка существенного количества сделок на рынке акционерного капитала — вторичных размещений и IPO. «Многие эмитенты могут выйти на рынок уже осенью. Оживление на рынке M&A традиционно происходит позже, но учитывая активность на рынке ценных бумаг, можно ожидать и сделок в секторе слияний и поглощений», — оптимистичен он.

Направление слияний и поглощений пострадало сильнее всего, и оно будет восстанавливаться дольше остальных, считает глава корпоративного и инвестиционного банка Citi в регионе Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Иракли Мтибелишвили. По его словам, рынок акционерного капитала активен, но восстановления до докризисных показателей не стоит ждать раньше следующего года.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх