Цены на некоторые цветные камни, в особенности рубины, за последние 10 лет росли быстрее, чем на белые бриллианты. Но именно бриллианты остаются предпочтительным объектом для инвестиций благодаря своей ликвидности.
Драгоценные камни выросли в цене более чем на 110% за 10 лет, свидетельствуют данные исследования международной консалтинговой компании Knight Frank, предоставленного Forbes.
Эксперты отмечают, что особую популярность набирают цветные камни. «За последнее десятилетие мировые цены за карат изумруда или рубина превысили стоимость карата бесцветных бриллиантов. Я не сомневаюсь, что в скором времени сапфиры также обгонят бриллианты в цене», — цитирует Knight Frank генерального директора Gemfields Шона Гилбертсона.
Отдельно аналитики среди камней выделяют рубины, рынок которых испытал один из самых резких ценовых скачков. Это подтверждают и данные аукционов: в 2015 году 25,59-каратный Sunrise Ruby был продан за $30 млн, став самым дорогим рубином в мире, а в 2016 году был достигнут рекорд за карат — $1,2 млн.
Цветные камни действительно набирают все большую популярность, подтверждает генеральный директор ассоциация «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. «На самом деле возвращается градация стоимости, которая была в начале позапрошлого века. Потому что бриллиант тогда стоял где-то на 3-4-м месте по цене», — поясняет он. По его словам, эта ситуация изменилась, потому что в 20-м веке ювелирный дом De Beers искусственно поднял цены на природные алмазы. Сейчас же снова возвращается интерес к изумрудам, рубинам, александритам и даже недрагоценным камням вроде берилла, аквамарина, рассуждает Уткин.
В Sotheby’s это подтверждают. «Если еще несколько лет назад наибольшим спросом пользовались крупные бриллианты безупречной чистоты, в настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса к цветным камням и фантазийным бриллиантам», — говорит генеральный директор Sotheby’s в России Ирина Степанова. При этом в аукционном доме фиксируют в целом рост интереса к ювелирным украшениям: в 2018 году аукционный дом провел 30 ювелирных аукционов, а за первую половину 2019 года — уже 27. Сумма ювелирных торгов Sotheby’s по итогам прошлого года достигла $414 млн.
Продолжат ли расти цены на камни? «Алмазная отрасль циклична, и сейчас индустрия переживает не лучшие времена, столкнувшись с кризисом ликвидности в Индии, снижением спроса на ювелирные изделия и большими запасами», — говорит аналитик АТОН Андрей Лобазов. По его мнению, в долгосрочной перспективе у отрасли остается ряд вызовов, таких как удешевление производства искусственных алмазов, замедление мировой экономики и потенциальная рецессия (когда все плохо, люди в последнюю очередь думают о покупке предметов роскоши), а также изменение потребительского поведения у молодежи.
Замещение природных камней синтетическими является главной тенденцией на рынке, согласен Уткин. Причина этого — искусственные камни дешевы в производстве, при этом их зачастую сложно отличить от настоящих. При этом стоимость производства натуральных камней лишь возрастает из-за того, что старые месторождения исчерпываются, а новые требуют серьезных инвестиций для разработки.
Однако тем, кто уже инвестировал в натуральные камни, избавляться от них не стоит. «Когда рынок пресытится синтетикой, они снова вырастут в цене», — уверен Уткин.
Управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович отмечает, что даже если цветные камни и набирают популярность, именно белые бриллианты остаются наиболее ликвидным камнем в этой сфере. А значит, они более подходят для инвестиций. «В определенные периоды люди вкладываются в украшения и драгметаллы в условиях нестабильности и низкой доходности других инструментов», — говорит он. Такие инвестиции распространены на Востоке, что связано с ненадежностью банков и государства, наличием традиционной семьи, в которой имущество передается по наследству без налогов и судебных споров, а также отсутствием надежных способов инвестирования. «В украшения инвестируют, если трудно вложиться в коммерческую недвижимость или финансовые инструменты, например, если вы живете в Бангладеш или Вьетнаме», — говорит Голубович.
Тем, кто решит инвестировать в бриллианты, Голубович советует выбирать камни не в украшениях и не конкретных брендов, но такие инвестиции подходят тем, кому нужно инвестировать больше $1 млн, так как драгоценности и бриллианты должны занимать очень небольшую долю инвестиционного портфеля. Обычно, продолжает Голубович, такие камни покупают у дилеров, услуги которых обойдутся в 10% стоимости камня, а дорогие украшения — у аукционных домов. Услуги последних уже дороже — 20% от стоимости изделия.