К середине XXI века спрос на нефть может упасть на 70%, а стоимость барреля может упадет до $10. Как полагают аналитики американской консалтинговой компании Wood Mackenzie, спрос на «черное золото» значительно сократится, поскольку развитые страны планеты переключатся на «зеленую» энергетику и сократят потребление углеводородов.
«МК» выяснил мнение на этот счет отечественных экспертов.Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег «Арикапитал»:
«Спрос на нефть в мире будет со временем снижаться — многие европейские компании постепенно отказываются от углеводородного сырья, заменяя жидкое топливо на экологически чистые источники энергии. Эпидемия коронавируса снизила потребность в «черном золоте» и многие энергетические компании урезали свои вложения в развитие добычи. Тем не менее, для рядового потребителя переход на «зеленую» энергетику пока не выглядит преимуществом. Буквально на днях один из крупнейших европейских автомобильных концернов представил новые электромобили, оснащенные батареей, обеспечивающей запас хода на 350-500 км. Только стоимость такого авто превышает 40 тыс евро — это более 3,5 млн рублей, на которые можно купить небольшую квартиру в Подмосковье. Конечно, существуют и более дешевые электрокары, но в любом случае они окажутся скорее дорогой игрушкой, нежели способом сэкономить и повлиять на укрепление экологического баланса планеты. Кроме того, нефть играет одну из ключевых ролей в химической промышленности: из «черного золота» производится не только бензин, керосин и дизель, но и множество сопутствующих товаров, которые извлекаются из октановых фракций путем перегонки — синтетические волокна, каучук, красители, присадки и так далее. Спрос на нефть в качестве топлива возможно и снизится, однако в иных эксплуатационных диапазонах потребность в углеводородах будет увеличиваться, что не позволит котировкам барреля упасть до прогнозируемой аналитиками Mackenzie отметки в $10».
Сергей ПРАВОСУДОВ, генеральный директор Института национальной энергетики:
«Стоимость технологий в гидроэнергетике и атомной промышленности, то есть альтернативе нефти и газу, в ближайшие 20-30 лет несомненно вырастет в разы. Однако России, которая в настоящее время делает ставку на расширении углеводородных поставок, добиться прогресса в этом направлении будет крайне сложно. Еще в 2015 году теоретики подсчитали, что инвестиции в альтернативные энергетические проекты цели составят почти $15 млрд. Впрочем, сумма инвестиций не станет преградой. Россия является одной из самых передовых в вопросах развития атомной энергетики. Большинство отечественных атомных электростанций покрывают энергообеспечения в регионах присутствия: Ленинградская АЭС — почти треть на Северо-Западе страны, Балаковская АЭС — более 75% в Саратовской области, Курская АЭС — более 50% в Черноземье.
Но атомная энергия не может служить панацеей, которая спасет бюджет России после исчерпания углеводородов. Пусть с такой дилеммой придется столкнутся не в 2050 году, а в 2100-м, однако капитальные вложения в создание новых атомных блоков, а также инфраструктуры АЭС рискуют оказаться значительно выше, чем на нефтяных или газовых месторождениях. После катастрофы на японской «Фукусиме» многие страны задумались об опасности мирного атома, и его экспортный потенциал в виде готовой электроэнергии далеко не всегда заметен. В европейских государствах расширение доли в общей генерации обещает вырасти с 16% до 25%.
В России подключить электромобиль к источнику энергии сейчас можно только на специальных парковках. Между тем, капитальные вложения в создание новых блоков, а также строительство атомной инфраструктуры значительно выше, чем на нефтяных или газовых месторождениях. В перспективе десятилетия электрокар останется предметом роскоши, а в малонаселенных пунктах литр бензина можно будет обменять на корову».
Авторы: НИКОЛАЙ МАКЕЕВ