В гонке между активно наращивающими клиентскую базу и конкурирующими между собой сервисами доставки главными действующими лицами стали курьеры, которые выходят на демонстрации или устраивают забастовки, требуя улучшения условий труда. В России этот тренд тоже уже проявился, хотя и не так заметно, как в странах с более развитыми профсоюзными движениями и социальной защитой.
Почему протестуют курьеры и как это может повлиять на будущее сервисов? Сервисы быстрой доставки сейчас на подъеме. За первые два квартала 2021 года, по данным PitchBook Data, инвесторы вложили в стартапы по экспресс-доставке еды и продуктов $10 млрд (за тот же период 2020 года — $7 млрд). За счет инвестиций большинство сервисов наращивают региональную экспансию. При этом, как часто говорят их представители, основной приоритет для них сейчас — наращивание клиентской базы и исследование рынка, а не выход на точку безубыточности. В рамках этой стратегии они нанимают все больше курьеров, за которых приходится конкурировать между собой. Но условия их труда часто приводят к протестам и акциям.Отменить Efood 22 сентября сотни сотрудников греческой службы доставки Efood проехали по центру Афин на своих мотобайках, а затем направились к штаб-квартире компании в пригороде столицы, городе Нео Ираклион.
Поводом для митинга стала отправленная накануне 115 курьерам рассылка, в которой им предлагали переоформить договор сотрудничества с компанией в качестве самозанятых — или потерять работу. Для курьеров такой перевод означал бы заключение контракта на полгода без гарантии продления, отсутствие страхового обеспечения и привычных премий к Пасхе и Рождеству. Сам работодатель обосновал свои действия желанием «повысить производительность автопарка» и «расширить стратегию сотрудничества».
Еще до митинга скриншоты рассылки попали в Twitter, пользователи которого встали на защиту курьеров: призывали удалять приложение Efood, выводить в тренды записи с хештегом #cancel_efood («отменить Efood») и оставлять приложению в сторах отрицательные оценки. Союз отелей, туризма и общественного питания Греции назвал поступок Efood «шантажом». Компании мало помогло и утверждение представителей о том, что сообщения с требованием перейти в статус самозанятых получили лишь курьеры с невысокими оценками в приложении сервиса. К тому моменту, когда курьеры доехали до штаб-квартиры сервиса, риторика Efood сменилась — якобы рассылка была ошибочной и «не отражает философию и культуру компании».
В Efood, основанной в 2012-м и проданной cпустя три года за €22 млн немецкой Delivery Hero, работает сейчас, по данным GrekReporter, 3000 из 3700 курьеров, занятых в стране в сфере доставки готовой еды из ресторанов. В планах компании — довести число курьеров до 7500 к 2022 году. Сейчас у сервиса около 1000 ресторанов-партнеров.
Немецкие курьеры против летней резины Немецкий сервис по экспресс-доставке Gorillas за девять месяцев с запуска в июне 2020-го увеличил свою капитализацию до $1 млрд и вошел в историю европейского венчура как стартап, который вырос до «единорога» за самый короткий срок. С сервисом сотрудничают около 10 000 курьеров, недавно Gorillas запустился в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии, Нидерландах и Испании.
17 июля курьеры компании устроили в Берлине велопробег, выступив против плохих условий труда. Профсоюзное движение Gorillas Workers Collective, которое организовало протесты, было основано в феврале 2021 года, после того как в сильные снегопады курьерам не выдали ни зимней велорезины, ни теплых курток.
«Компания расширяется стремительно, а старые проблемы не решает. У нас нет специального снаряжения, поэтому часто из-за переноски тяжелых грузов болит спина. Иногда задерживают зарплату», — жаловалась в интервью Deutsche Welle курьер Анна Закелж. «Мы ждали теплые куртки в марте, а они пришли в апреле, когда уже не нужны», — цитирует издание Якоба Померанзеда, члена профсоюзного коллектива.
К протестам присоединились и некоторые политики, в частности, депутат Бундестага от социал-демократической партии Кансел Кизилтепе.
Во время протестов в июне, когда курьеры приехали на несколько складов компании и блокировали ее работу, они среди прочего жаловались на неправильные расчеты зарплат и требовали возместить им долги и предоставить оборудование для комфортной работы.
Хотя во время протестов к курьерам вышел сооснователь и CEO компании Каган Зюмер, который запустил первый склад компании прямо у себя в квартире, и пообещал решить все проблемы и услышать все жалобы, в октябре некоторые из членов The Gorillas Workers Collective сообщили, что их уволили, а условия труда с тех пор стали только хуже.
Доступ к туалетам и краденые чаевые DoorDash Еще один звездный стартап, сервис доставки DoorDash из Сан-Франциско с инвестициями миллиардера Юрия Мильнера стал «единорогом» еще в 2018 году. Сейчас на его долю приходится 57% рынка доставки готовых блюд в США. Компания привлекла на IPO $3,37 млрд, однако, как писал Bloomberg в августе, на фоне попыток сохранить темпы роста, которые были у DoorDash во время локдауна, компания сообщила о снижении прибыли, что привело к падению стоимости акций.
Эти проблемы совпали по времени с возрастающей активностью протестующих курьеров. Причем DoorDash пришлось иметь дело с коллективными исками. В 2019 году The New York Times провела расследование по начислению клиентами чаевых для курьеров. Изданию стало известно, что компания DoorDash покрывала гарантированный минимальный доход своих курьеров за счет чаевых внутри приложения, которые должны были идти сверх этого оклада и которые компания тайком изымала. Курьеры DoorDash подали коллективный иск против компании, и в августе 2020 года арбитражный суд принял сторону истцов и обязал DoorDash выплатить штраф в $2,5 млн.
Компания оказалась также замешана в лоббировании Предложения 22, принятого избирателями Калифорнии в 2020 году, согласно которому курьеры классифицировались как независимые подрядчики (что частично похоже на ситуацию с Efood). Сервисы Uber, Lyft, Instacart и DoorDash потратили более $200 млн для «проталкивания» документа. Высший суд округа Аламеда отменил действие документа в августе 2021 года, признав его антиконституционным. Однако компании не спешат исполнять решение суда и предпочитают работать как прежде.
В сентябре 2021 года 50 сотрудников сервиса отправились к дому генерального директора DoorDash Тони Сю в Сан-Франциско. Они требовали обеспечить прозрачность начисления чаевых и установить минимальную оплату труда (около $17 в час), прекратить несправедливые отстранения от работы и бесплатно снабжать средствами индивидуальной защиты.
Примечательно, что на отношение DoorDash к наемному персоналу могут повлиять правила работы агрегаторов, принятые членами совета города Нью-Йорк. Так, UberEats, Grubhub и DoorDash обязали включить в свои контракты с ресторанами пункт о свободном доступе к санузлам для сотрудников службы доставки. Другим законом регламентируется прозрачность расчетов и обязанность сервиса предупреждать курьеров о расстоянии до заказчика до того, как они согласятся выполнить заказ. DoorDash эти требования критикует, указывая на возможную недоступность доставки в отдаленные районы.
Особый китайский путь Весной 2021 года курьер из Китая Чэнь Го Цзян разместил в китайских соцсетях видео об условиях труда курьеров и переработках. Вскоре видео заблокировали, а курьера арестовали. Его обвиняют в организации забастовок в Пекине, и в случае обвинительного приговора ему грозит пять лет тюрьмы.
Чэнь Го Цзян в 2019 году создал в приложении WeChat группу Delivery Jianghu Knights League. Ресурс помогал доставщикам разрешать споры, оказывал юридическую помощь и организовывал забастовки. В Китае насчитывается 10 млн курьеров. Все они работают вне штата и не защищены законами о труде. Независимых профсоюзов в стране нет, так как правительство подвергает их организаторов репрессиям.
Видеоблогер Цао Цао рассказал аудитории издания BannedBook, как специально устроился в доставку и насколько тяжелой оказалась его работа. Ему приходилось носить тяжести, работать сверхурочно, иногда в деловых центрах Цао запрещали пользоваться лифтами. В этом же материале есть рассказ заместителя директора Пекинского муниципального бюро кадров и социального обеспечения Ван Линя, которому за 20 часов работы заплатили 41 юань ($7).
Несмотря на репрессии, правительство Китая все же приняло ряд правил, защищающих курьеров. Государственная администрация по регулированию рынка (SAMR) и шесть госведомств Китая в сентябре обязали представителей десяти интернет-платформ (Alibaba, Tencent, Meituan, Didi Chuxing, Shansong Express и др.) «сыграть ведущую роль в обеспечении работников социальными гарантиями». Ведомства призвали интернет-гигантов обеспечить курьеров базовым доходом, безопасностью и комфортными условиями труда, предоставить страховки и подготовить дорожные карты по официальному приему курьеров в штат.
Особый российский путь В России курьеры протестуют редко. Один из громких митингов случился в прошлом году: 16 июля курьеры Delivery Club при поддержке профсоюза «Курьер» объявили бессрочную забастовку, а 17 июля 20 доставщиков компании вышли на митинг к офису Mail.ru Group в Москве. Они требовали закрыть долги по зарплате за два месяца и оформить трудовые договоры вместо договоров подряда, восстановить на работе уволенных в период пандемийных ограничений коллег и отменить систему штрафов.
В отличие от стран с развитым профсоюзным движением, таких как США или Германия, в России подобные протесты организуются стихийно. «Понятие «профсоюз» у нас в стране практически уничтожено в 1990-2000 годах. Но в связи с определенными экономическими изменениями профсоюзное движение снова обретает актуальность. При этом необходимо еще немало времени для формирования новых профсоюзных организаций, с конкретными программными целями и средствами их достижения», — считают в пресс-службе сервиса доставки «Самокат».
«Появление профсоюзов в России — это дело трех-пяти лет. Вероятно, новые движения станут серьезной политической силой. Нынешние профсоюзы не имеют никакого влияния даже на работодателя», — считает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков.
Кроме профсоюзных организаций и лидеров трудовых коллективов, защитить курьеров в России может законодательство вроде того, что принимают в Китае, говорит Федяков. Сейчас во всем мире курьеры часто оформляются не по трудовому законодательству. «Агрегаторы, пользуясь несовершенством закона, полностью снимают с себя ответственность за жизнь, здоровье и условия труда курьера, за его отношение к покупателям, потребителям. И предлагать трудовые договоры сервисы не спешат, ведь это будет накладывать на них определенные обязательства», — говорит Федяков.
Специфика ситуации в России, где сейчас идет конкурентная борьба между несколькими крупными сервисами, такова, что, по данным Центра стратегических разработок (ЦСР) и Общероссийского народного фронта (ОНФ), средние зарплаты курьеров в 13 городах России оказались больше, чем среднемесячные доходы в этих регионах. Единственное исключение — Москва, где чистый заработок курьеров при стандартной занятости 165 часов в месяц составил 55 600 рублей, а среднемесячная зарплата — 87 100 рублей. При этом в пресс-службе «Самоката» говорят, что некоторые их московские курьеры получают до 100 000 рублей в месяц.
Сервис не раскрывает финансовые показатели. Но Вячеслав Бочаров, кофаундер «Самоката», рассказывал, что проект может достигнуть безубыточности за несколько месяцев, если прекратит региональную экспансию. Главным приоритетом для многих компаний сейчас является рост и масштабирование. По мнению Ивана Федякова, российские агрегаторы сейчас готовы генерировать убытки и субсидировать доставку для конечного заказчика, лишь бы привлечь новую аудиторию. На этом фоне компаниям приходится конкурировать за курьеров — а всем остальным отраслям конкурировать с агрегаторами за мигрантов, которым оказалось выгоднее работать курьерами, чем разнорабочими на стройках или в ресторанах. Приведет ли это к росту активности курьеров в борьбе за свои права — увидим в ближайшее время.