На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

Фискальная атака

Российские власти уже отказались от плоской шкалы НДФЛ, а сейчас прорабатывают новые меры налоговой донастройки по отношению к состоятельным россиянам. Являются ли эти меры ситуативными либо же стоит готовиться к новой реальности, рассуждает в колонке для Forbes директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Замесина

Российское правительство уже повысило налоговую нагрузку на россиян, зарабатывающих свыше 5 млн рублей в год и имеющих в банках вклады объемом более 1 млн рублей, но на этом не остановилось. Сейчас кабмин прорабатывает меры по налоговой донастройке, чтобы получить с состоятельных россиян еще до 100 млрд рублей.

Являются ли эти меры ситуативными, связанными с необходимостью решать экономические проблемы сейчас, либо же состоятельным россиянам стоит готовиться к новой реальности?

В тени бизнеса

В 2018 году занимавший тогда пост руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин заявил: «Следующим фискальным резервом для государства станут доходы физических лиц». Действительно, за последние три года фискальная активность государства в отношении физических лиц заметно выросла. В течение короткого промежутка времени оно нарастило арсенал средств для увеличения налоговых поступлений от физических лиц, которые как категория налогоплательщиков долгое время оставались в стороне от масштабных налоговых изменений.

И если введение прогрессивной шкалы НДФЛ вызвало широкий общественный резонанс, то большая часть действий государства в этом направлении не привлекла большого внимания. Но они говорят о многом.

В их числе — более активное использование информации, полученной в рамках автоматического обмена финансовой информацией между странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рост числа проверок физлиц, создание инспекции ФНС по работе с состоятельным налогоплательщиками.

Такой деятельный и концентрированный интерес ФНС к доходам граждан, конечно, не может не вызывать вопросов — интересны причины его появления. Возможно, речь идет о догоняющей активности государства по отношению к физлицам, бюджетный потенциал налогообложения которых на протяжении долгого времени недооценивался на фоне растущих налоговых поступлений от бизнеса.

Иностранные счета и активы больше не спрятать К примеру, в 2020 году ФНС начала проверку данных, поступивших в рамках автоматического обмена финансовой информацией ОЭСР. Согласно официальному сообщению ФНС, проверка проводится с помощью АИС «Налог-3». Служба направляет данные о выявленных рисках и несоответствиях в территориальные налоговые органы для обнаружения случаев уклонения от уплаты НДФЛ с доходов, полученных за рубежом, сокрытия информации и доходов контролируемых иностранных компаний, а также нарушений требований валютного законодательства при совершении операций по счетам в иностранных банках.

В итоге в конце 2020 года некоторые граждане получили решения о проведении выездной налоговой проверки и требования о представлении информации и документов вне проверки в отношении своих зарубежных счетов и операций по ним, а также по контролируемым иностранным компаниям. Запросы касались как 2017 года (первый год, за который Россией была получена информация), так и 2018-2019 годов.

При наличии нарушений гражданам нужно готовиться к доначислению сумм налога, штрафов и пени. В ряде случаев — и к уголовной ответственности.

Инспекция для богатых

А в начале 2021 года появилась информация о создании инспекции, которая будет специализироваться на налогообложении только состоятельных граждан. Правда, ФНС формализовала это решение только несколько дней назад: 5 июля вступил в силу приказ, который устанавливает, что администрирование крупнейших налогоплательщиков-физлиц возлагается на межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N10, а также устанавливает критерии отнесения граждан к таким налогоплательщикам. В частности, к ним относятся граждане с суммарным годовым доходом более 500 млн рублей, владельцы контролируемых иностранных компаний и те, у кого были «налогооблагаемые трансграничные операции и операции с ценными бумагами». Граждане могут быть отнесены к категории таких налогоплательщиков по результатам деятельности за два года из предшествующих четырех лет. При этом на учете могут оказаться и члены их семей.

Целью создания отдельной инспекции стало желание ФНС поручить эту работу людям с особыми знаниями по вопросам международного налогообложения, в том числе в части офшоров и операций с ценными бумагами, а также законодательства о КИК. Опыта и знаний по данным вопросам обычно не хватает территориальным службам ФНС. В итоге при переводе граждан в данную инспекцию за дело возьмутся специалисты, и обеспеченным налогоплательщикам стоит готовиться к более детальному анализу структуры облагаемого дохода и проверкам корректности налоговой декларации по НДФЛ, а также к более тщательной проверке соблюдения валютного законодательства и законодательства о КИК.

По информации от ФНС, новая инспекция начала работу в этом формате 1 июля, и пока в ней еще не стоит на учете кто-либо из налогоплательщиков. Сейчас только инспекторы выявляют и составляют регистр физлиц, которые подпадают под критерии состоятельных граждан.

Рост налоговой нагрузки для богатых

Но и это еще не все. С 1 января 2021 года в России действует прогрессивная шкала НДФЛ. Граждане, к доходам которых ранее применялась ставка 13%, за некоторым исключением теперь уплачивают налог в размере 15%, если их совокупный доход превысит 5 млн рублей в год. И звучат предложения о необходимости углубления прогрессивной шкалы с увеличением максимальной ставки до 35% или введения налога на роскошь.

Никакого сюрприза здесь быть не должно. Курс на повышение НДФЛ указан в «Основных направлениях налоговой политики» на 2021-2023 годы, утвержденных Минфином. В документе в том числе указано, что планируется рост поступлений в бюджет от НДФЛ с 60 млрд рублей на 2021 год до 171,5 млрд рублей на 2022-й и 2023 год соответственно.

Эти цифры говорят о том, что правительство не планирует останавливаться. А следовательно, увеличение налоговой нагрузки на физических лиц, равно как и усиление контроля со стороны налоговых органов, становятся новой реальностью.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх