На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

России перережут экспорт?

Во вторник торги на российской бирже открылись падением. Курс доллара опять находится выше 66 рублей. Накануне вступил в силу пакет дополнительных санкций США по «делу Скрипалей». Он может обернуться для России запретом на экспорт нефти и газа, хотя Дональд Трамп пока не стал прибегать к крайним мерам.

Но через три месяца конгресс может вынудить его вернуться к этому вопросу.

Первичные санкции по «делу Скрипалей» были введены в соответствии с законом США о чрезвычайных международных экономических полномочиях — International Emergence Economic Power Act (IEEPA) от 1977 года. Эти санкции заключались в прекращении финансовой помощи России и ее банкам, в запрете экспорта технологий, имеющих военное применение (электронных устройств и комплектующих двойного назначения).

При этом ущерб от последних санкций никто из банков России не ощутил, так как аналогичный запрет действует уже с августа 2014 года, с самой первой волны санкций со стороны США.

Что далее говорит этот закон? Что если в течение трех месяцев правительство страны, попавшей под санкции, не прекратило использование химического оружия; не предоставило гарантий его дальнейшего неприменения; не допустило на свою территорию инспекторов ООН или других международных организаций, то президент США обязан применить три из шести мер, предусмотренных в рамках соответствующего пакета вторичных санкций.

То есть Дональд Трамп должен ввести новый пакет санкций — это не вопрос его личного мнения и выбора, к введению санкций его обязывает норма закона.

Поэтому Трамп ввел второй пакет санкций. Но с виду они очень уж мягкие.

Первый пакета второго этапа, который вступил в силу неделю назад, 19 августа, означает запрет на получения от России помощи от МВФ и на передачу нашей стране ряда технологий. Это уже не новость для России, такие запреты уже входят в состав ранее объявленных санкций.

С 26 августа этого года Госдеп запретил покупку госдолга России, номинированного в валюте.

Российские биржи уже давно отыграли «санкционный» фон. Торги на Московской бирже 26 августа закрылись в минусе, рубль упал. Цена доллара превысила отметку 66 – 66,06 руб., а курс евро – 73,41 руб. Индекс Мосбиржи при закрытии составил 2 658,24 (минус 0,09%), индекс РТС – 1 268,25 (минус 0,02%). Более значимым является внешний фон – инвесторы сохраняют слабую надежду на урегулирование торговых споров между США и Китаем. Вместе с тем растет напряженность в Юго-Восточной Азии – на фоне протестов в Гонконге. Не нужно списывать со счетов и прогнозы по развитию российской экономики. Накануне Минэкономразвития снизило прогноз по росту доходов населения в 2019 году с 1% до 0,1% (фактически, роста не будет шестой год подряд). Рост ВВП прогнозируется на уровне 1,3%, инфляция – 3,8%.

Согласно распространенной минфином США директиве, вводится в действие запрет на участие в первичном рынке облигаций российского суверенного долга, номинированных в валюте, и на предоставление кредитов российскому правительству, также номинированных в валюте.

То есть запрет на покупку ОФЗ – а они выпускаются в рублях – Госдеп пока не водил.

Запрет распространяется на все американские банки. Под термином «американские банки» подразумеваются все финансовые компании, зарегистрированные в юрисдикции США. Это кредитные и инвестиционные банки, брокерские компании, компании, работающие на рынке форекс, инвестиционные и пенсионные фонды. При этом пенсионные фонды в США обладают значительными активами и выступают крупными инвесторами. Так, активы крупнейшего фонды — Social Security Trust Funds (Балтимор) – на 2016 год (последняя отчетная дата) составляли почти $2,9 трлн. А фонда калифорнийских госслужащих California Public Employees Retirement System – $370 млрд.

При этом американские компании и банки сохраняют возможность покупать евробонды России на вторичном рынке.

Санкции вводятся как минимум на один год и могут быть отменены президентом США в том случае, если государство, против которого они были введены, предоставит гарантии дальнейшего неприменения химоружия, допустит международных инспекторов и возместит ущерб, понесенный пострадавшими.

Но это еще не все из тех мер, которые могут быть применены по отношению к России. Кроме того, есть еще и санкции в соответствии с законом о чрезвычайных международных экономических полномочиях, которые подразумевают запрет на покупку нового российского госдолга, запрет на операции с долларом США для российских госбанков. Это Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, ВЭБ.

Запрет на покупку российского госдолга означает запрет американцам на транзакции с новыми российскими государственными бумагами сроком обращения более 14 дней: любыми бумагами ЦБ, ФНБ, Казначейства, их агентов или аффилированных лиц, а также госбанков. Президенту США дано право определять, какой российский долг считать суверенным. Ограничения распространяются на долг, выпущенный через 180 дней после вступления закона в силу.

Пока эти санкции не введены. Но через три месяца Трамп или конгресс могут о них вспомнить.

Может ли президент США понизить статус дипломатических отношений между нашими странами? Может. Для двух ядерных держав разрыв отношений означает сигнал к началу холодной войны, поэтому на полный разрыв отношений с Россией – вплоть до отзыва посла – Трамп не пойдет.

Финансовой помощи банкам России Штаты не оказывают уже более 4 лет.

Выбор оставшихся мер невелик – или прекратить импорт, или запретить экспорт, — и любой выбор – один другого хлеще. Тем более, что мы и так через день слышим угрозы о закрытии строительства трубопровода «Северный поток». При этом Россия поставляет за рубеж 250 млн тонн нефти в год – и эти цифры после введения санкций не изменилась. Поэтому-то нас и могут ударить по самому больному месту – по экспорту нефти и газа, так как от наших поставок топлива за рубеж сами США не зависят. Но остается отрытым такой вопрос – поддержит ли эти санкции Европа? Ведь до 40% поставок в Европу нефти, газа и угля – российские.

Во вторник торги на российской бирже открылись падением. Индекс ММВБ теряет 0,2% на момент сдачи заметки. Курс доллара вновь выше 66 рублей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх