В прошлом году из-за ограничений по всему миру стояли предприятия, а люди сидели по домам. Спрос на углеводороды рухнул, а следом рухнули сырьевые котировки. Сейчас накопленные за время пандемии запасы нефти почти исчерпаны, а это значит, что черное золото в скором времени может подорожать.
Спрос решает все
В июле 2020 года избыток запасов нефти оценивался в 249 миллионов баррелей.
В США, например, запасы нефти вернулись к докризисному уровню: 1,28 миллиарда баррелей. На Восточном побережье они достигли 30-летнего минимума. Остаток сырья в танкерах сократился на 27%, до 50,7 миллиона баррелей. При дальнейшем восстановлении спроса на углеводороды запасы нефти во второй половине 2021 года продолжат сокращаться на 2,2 миллиона баррелей в сутки, прогнозируют в Citigroup. В итоге сырье марки Brent может подорожать до 74 долларов за баррель.
Недавно Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) улучшила прогноз по спросу на черное золото в этом году до 96,5 миллиона баррелей в сутки. Картель стабильно повышает прогноз по спросу: в февральском докладе ОПЕК допускала увеличение спроса на 5,8 миллиона баррелей в сутки, в мартовском — на 5,9 миллиона.
Сегодня за бочку Brent дают 66,66 доллара. Но ее стоимость под влиянием спекулятивных и фундаментальных факторов действительно может вырасти до 74 долларов и даже выше, говорит независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
«В первом случае черное золото может подорожать, если, например, в Суэцком канале надолго сядет на мель один или несколько кораблей, заблокировав его для танкеров, или США введут санкции против какой-либо нефтедобывающей страны. Во втором нефтяные котировки могут перевалить за 74 доллара за баррель, если избыточные запасы сократятся до минимума на фоне роста спроса, скажем, благодаря расширению закупок со стороны нефтеперерабатывающих заводов Китая», — поясняет эксперт.
По его словам, скачок стоимости нефти из-за спекулятивного фактора возможен в любой момент, хоть прямо сейчас, однако в таком случае сырьевые котировки долго на высоком уровне не задержатся.
«Что же касается фундаментальных изменений на глобальном углеводородном рынке, то, на мой взгляд, не стоит ожидать их ранее мая-июля. По крайней мере, в этом периоде профицитные запасы черного золота могут приблизиться к нулю. В то же время очень многое будет зависеть от того, как поведут себя члены ОПЕК+ и нефтеперерабатывающие предприятия в США, Европейском союзе и Китае.
Если спрос на нефть со стороны переработчиков будет обгонять рост добычи, предусмотренный последними договоренностями ОПЕК+, то мы увидим рост цен уже в мае-июне. Если же все будет ровно наоборот, то котировки поползут вниз, и тогда ОПЕК+, возможно, придется снова ограничить добычу», — не исключает Хазанов.
А что будет с рублем?
Россия как экспортер нефти зависит от стоимости сырья. Продажа нефти и газа за рубеж приносит в бюджет под 40% доходов. Это много. При любых колебаниях на рынке углеводородов наша национальная валюта слабеет.
Леонид Хазанов допускает, что, если нефтяные котировки будут падать, доллар может подорожать и до 80 рублей. «Правда, я не думаю, что на этой высоте американская валюта „просидит“ долго, все-таки курс российской валюты зависит от большого числа разнонаправленных факторов, а не только от поведения нефти. В то же время экономика нашей страны пока не вышла из кризиса, и обеспечить долгосрочное укрепление рубля она не в силах. Вполне вероятно, что курс доллара пока будет болтаться в диапазоне 75-78 рублей», — полагает эксперт.