Пандемия и связанные с ней ограничения заставили людей пересмотреть отношение к собственной квартире. Оставшись взаперти, многие принялись разбирать завалы и очищать пространство, делать ремонт и пытаться разграничить квартиру на зоны — рабочую и отдыха. Кто-то от скуки даже освоил ремесло декоратора и начал делать своими руками функциональные украшения для дома.
Как пандемия изменила подход к пространству, разбиралась «Газета.Ru».Избавиться от лишнего
За время режима самоизоляции домоседами и хранителями очага поневоле пришлось стать всем. Кто-то воспринял это с долей драматизма, а кто-то принялся наводить порядок и уют, следуя датской философии хюгге, призывающей проводить дома побольше времени и заполнять квартиру функциональной мебелью, приносящей радость. Продажи товаров для ремонта, как и наборов «Сделай сам» подскочили: люди со скуки на карантине начали делать своими руками объекты для интерьера, собирать пазлы и писать картины.
Кто-то, напротив, воспринял режим самоизоляции как возможность пересмотреть свое отношение к пространству и очистить квартиру от накопившегося хлама, чтобы освободить место для работы.
Некоторые эксперты связывают эффективность работы и самочувствие с обстановкой в квартире. «Окружающее нас пространство — это источник информации, — пояснила «Газете.Ru» художница Нат Анапай. — Интерьер, который мы созерцаем каждый день, так или иначе влияет на наше подсознание, вкус, способ мышления. Минимализм подразумевает, что жизнь, очищенная от лишнего шума, способствует упорядоченности мышления и фокусировке внимания».
Дик Свааб, руководитель Нидерландского института головного мозга, утверждает, что разум человека устроен так, что любую визуальную информацию он раскладывает на разные компоненты. Так, цвет, яркость, движение — все это обрабатывается в разных участках мозга и приводит к разным эффектам. Поэтому то, какого цвета обои в спальне или занавески мы повесим, как расставим книги на полочке и развесим вещи в шкафу, может сказаться на нашей эффективности: структурировать или замусорить мозг ненужными данными.
«Оставшись в собственной квартире дольше, чем на пару выходных, люди заново познакомились со своими домами и оценили их критически, — считает архитектор Магда Кмита, партнер бюро Blank Architects. — Это стало заметно и по росту спроса на товары для дома и ремонта: в новых условиях люди переосмыслили пространство вокруг себя и захотели сделать его более комфортным».
«Привычный «докарантинный» хаос в наши дома вернется нескоро, — уверена Алена Вайнер, стилист «Леруа Мерлен». — Зато в каждом доме появится, если еще не появилось, место хранения принадлежностей для уборки.
Возможно, красота и удобство таких предметов приобретет особую важность, ведь на карантине люди поняли, что уборка — это занятие, от которого можно получать удовольствие».
Минимализм в дизайне жилья до пандемии был свойственен прежде всего миллениалам, а захламленность квартиры, стремление разместить в ее пределах как можно больше вещей — черта, присущая более старшему поколению. Миллениалы же постепенно приходят к осознанному потреблению: покупают меньше вещей и используют их вторично, при этом отказываясь от излишних украшательств и безделушек.
Владение большим количеством вещей больше не воспринимается как признак статуса: квартиру не хочется превращать в музей — главным преимуществом дизайна становится универсальность и легкая трансформируемость, считают эксперты. Пространство дома может быть функциональным и для отдыха, и для работы: на время карантина кабинет перестал быть роскошью и оказался необходимостью.
Однако пандемия также заставила людей больше ценить собственную квартиру — сам факт ее наличия. «Вероятно, что роль владения собственностью вырастет после пандемии, — полагает Магда Кмита. — Если во время карантина вы остались без машины, вы не могли использовать каршеринг, а владелец квартиры в любой момент мог расторгнуть договор и выселить жильцов на улицу, если те не могли заплатить. Ограничения заставили миллениалов пересмотреть свой взгляд на бремя владения недвижимостью».
По-новому организовать пространство
Кроме того, пандемия выявила, что в планировках многих квартир не хватает эффективных систем хранения: пришлось искать место для запасов гречки и туалетной бумаги, и многие использовали для этих целей антресоли и балкон. Однако он же стал едва ли не единственным местом, где можно было уединиться и побыть «на природе»: кто-то развел там садик и огород, некоторые устроили там домашний офис или пространство для отдыха.
Основные тренды, которые выявил карантин, — это функционализм и индивидуализм. В одной квартире необходимо было создать зоны для всех членов семьи и разных занятий.
В период самоизоляции у людей не было возможности делать капитальные перепланировки, поэтому каждый адаптировал свое жилье как мог, разделяя пространство квартиры занавесками, стеллажами и самодельными ширмами. Так, спальня могла превратиться в офис, а кухонный стол — стать рабочим или игровым.
«При выборе предметов мебели для дома нам стало важно, насколько легко этот предмет собирается, передвигается, можно ли его трансформировать», — уточнила Вайнер.
Второй тренд — индивидуализм: дом стал отражением характера и личности людей, проживающих в нем. Интерес вырос не только к товарам, которые оптимизируют пространство, — стеллажам и органайзерам, но и к рамкам и зеркалам для декорирования стен или комплектам текстиля: подушкам, пледам, шторам.
Люди вспомнили про фоторамки: многие захотели украсить комнату воспоминаниями из путешествий, фотографиями родных и друзей, облегчив этим давящую тяжесть четырех стен.
Ностальгия по прошлому
Снова набирают популярность ретро и винтаж: речь не только про бабушкин сервиз, неожиданно найденный во время разборок на антресолях, но и про общее настроение на карантине.
«Неуверенность в будущем заставила людей обратить свой взор в прошлое, — отметила Вайнер. — Дизайнеры находят вдохновение в стилях ХХ века: закругленные линии, мягкие формы, спокойные цвета, притягательные тактильные поверхности — все это легко комбинируется с предметами, которые хранятся на антресолях уже не одно десятилетие. Они обладают «историей», а значит, делают дом интересным и уютным, ведь при взгляде на вазу, которая хранилась 50 лет, три месяца карантина уже не кажутся такими невыносимыми».
А вот от псевдохендмейда и псевдоретро люди стали отказываться. «Предметы массового производства, состаренные искусственно, становятся менее интересны, — рассказала эксперт. — Более ценными оказались предметы ручного труда со своими несовершенствами и изъянами».
Дизайнеры создают мебель в стиле пэчворк, используя части старой деревянной мебели, посуду из макулатуры, кресла из опилок, стекло используется повторно для создания светильников. Популярность также набирает стилистика советских интерьеров: кресла и диваны с деревянными подлокотниками, массивные ковры, абажуры и торшеры сейчас можно встретить в интерьерах современных квартир. Кто-то нашел их в доме родителей или на даче, реанимировал за счет переобивки или покраски и поставил в квартире, придав ей оригинальности и ностальгической атмосферы.