В прошлом году, по данным Центробанка РФ, мошенники похитили с банковских счетов соотечественников 6,4 миллиарда рублей. 10 тысяч рублей — сумма средней наживы аферистов на одном россиянине.
Меньше всего, порядка 10% мошеннических операций, совершается с использованием банкоматов и POS-терминалов, треть — с дистанционным банковским обслуживанием, половина — при покупке товаров и услуг в интернете.
Наша читательница Анна Ш. получила сообщение от банка о чьей-то попытке расплатиться ее картой в интернет-магазине. Что делать в таких случаях, рассказывает АиФ.ru.
Пришло СМС с кодом
Если вы получили сообщение с кодом для оплаты покупки, его ни в коем случае никому нельзя сообщать, говорит финансовый консультант Евгений Марченко.
«Чаще всего вслед за таким сообщением раздается звонок, и вежливый „сотрудник банка“ просит продиктовать полученный код», — рассказывает эксперт.
В свою очередь, финансовый директор Ксения Баданина советует незамедлительно связаться с банком, если вы получили СМС с кодом подтверждения покупки, которую вы не совершали. «Звоните в банк по номеру горячей линии, указанному на официальном сайте финансовой организации или на вашей банковской карте, или пишите в чат в мобильном приложении. Сообщите сотрудникам банка о полученном сообщении и о том, что покупку вы не совершали. Если есть какие-то подозрения, карту лучше заблокировать», — говорит она.
То же самое следует сделать, если вы получили СМС с кодом на восстановление пароля от интернет-банка. «Злоумышленники могли зайти на сайт банка от вашего имени, залогинились в личном кабинете и инициировали процедуру сброса пароля. Другими словами, нажали на кнопку „восстановить пароль“. Перед этим мошенники могут позвонить вам, представиться работниками финансовой организации и предупредить: „Вам сейчас придет пароль“. И вам действительно приходит СМС с паролем от настоящего банка. Таким образом мошенники усыпляют вашу бдительность», — говорит Баданина. Расчет здесь простой: владелец карты убедится, что имеет дело с реальными банковскими служащими, и выдаст им конфиденциальную информацию. А дальше аферисты обчистят его счет.
«Нужно помнить, что банк не будет звонить, если у вас взломали интернет-приложение. Финансовая организация просто заблокирует доступ при попытках взлома. Тут следующая логика: приложение нужно только пользователю, поэтому если он не сможет войти, то сам и позвонит», — добавляет она.
СМС о списании денег
Есть и другие мошеннические схемы. Например, владелец карточки получает СМС о списании с его счета денег, а ниже сообщение: «Если вы не согласны с транзакцией, перезвоните на номер...» По словам Марченко, перезванивать на указанный в СМС номер нельзя. Дело в том, что аферисты умеют подделывать телефоны финансовых организаций, а номер, на который вы перезвоните, может быть платным: за каждую минуту разговора со счета мобильного телефона будет списываться определенная сумма.
Если вы получили СМС о списании денег за операцию, тут тоже нужно незамедлительно связаться со своим банком.
«Вполне возможно, что вам посоветуют заблокировать карту и перевыпустить ее. Таким образом, данные вашей новой карты не будут известны никому, кроме вас, в том числе мошенникам», — указывает адвокат Владимир Постанюк.
Если деньги с карты были действительно списаны, нужно в течение 24 часов обратиться в банк с заявлением о том, что операция была совершена без вашего согласия. Финансовая организация проведет расследование и компенсирует потерянные деньги, но при условии, что вы не скомпрометировали данные своей карточки. «Сообщение о том, что вы не совершали операцию, необходимо направить всеми возможными способами, чтобы, во-первых, банк как можно скорее узнал о существующей проблеме. Во-вторых, для клиента это факт своевременного направления такого сообщения.
Если банк докажет, что клиент сам нарушил порядок использования карты, в связи с чем операция была совершена без его согласия, возмещение банком не производится», — предупреждает Постанюк.