На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

10 книг про психотравму и способы работы с ней

Разводы, насилие, утрата близкого человека, неизлечимое заболевание… Травмирующее событие не всегда представляет угрозу для жизни. Но его воздействие бывает таким сильным, что может привести к деформации личности. Работе с психической травмой — одному из самых актуальных направлений в современной психотерапии — посвящены эти книги.



1. «ПРОЦЕСС ТРАВМЫ»

Людмила Трубицына, Смысл, 2012

Как страдающему человеку, уверенному в том, что он навсегда лишился радости и вкуса бытия, восстановить душевное равновесие, вернуться в повседневную жизнь? Людмила Трубицына, медицинский психолог, специалист по работе с травмой, детально исследует феномен переживания травмирующего события: смерти или угрозы жизни близкому человеку, болезни, сильного унижения, ситуации «краха», «провала», утраты всех надежд.

Травма — не что-то исключительное, она встречается в жизни практически любого человека. Автор видит в ней некий единый целостный процесс со своими этапами, закономерностями и механизмами, о которых подробно рассказывает в книге. Отдельные разделы посвящены особенностям детского восприятия и современным методам психологической помощи.

2. «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ТРАВМА»

Линда Шиерз Леонард, Класс, 2011

Исследование американского юнгианского психотерапевта Линды Леонард посвящено женщинам, которые в детстве пережили драматические отношения с отцом. Рассказывая истории пациенток, описывая их ранящие отношения с авторитарным или соблазняющим, унижающим или безразличным отцом, автор показывает, как формируется и проявляет себя эта травма.

«Приходя в мой кабинет, эти женщины выглядят вполне успешными, — пишет Линда Леонард, — но за внешним успехом скрываются глубокое отчаяние, чувство покинутости и одиночества, страх быть отвергнутой, неспособность устанавливать близкие отношения с мужчинами. Они словно живут не своей жизнью, а лишь исполняют навязанные им роли». Как исцелиться от травмы, полученной в детстве, и вновь обрести истинное «Я», рассказывает эта книга.

3. «ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА»

Михаил Решетников, Юрайт, 2018

Основные идеи аналитической теории травмы, история вопроса, методы диагностики, а также симптомы посттравматических расстройств и методы их коррекции. Доктор психологических наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников написал фундаментальную работу и адресовал ее прежде всего будущим психологам. Но книга написана языком, доступным широкой аудитории, она будет полезна и психологам-практикам.

«Никакая терапия не делает человека счастливым, — пишет Михаил Решетников. — Все, что мы можем, — только устранить препятствия и помочь: вначале обрести душевное равновесие, а затем почувствовать опору под ногами для следующего шага — к полноценной жизни. И даже это малое мы можем только в том случае, если сумеем понять пациента». Его книга — попытка приблизиться к такому пониманию.

4. «ТРАВМА, СВЯЗЬ И СЕМЕЙНЫЕ РАССТАНОВКИ. ПОНЯТЬ И ИСЦЕЛИТЬ ДУШЕВНЫЕ РАНЫ»

Франц Рупперт, Институт консультирования и системных решений, 2010

Немецкий клинический психолог Франц Рупперт использует метод семейных расстановок. Но для работы с травматическими событиями он создал собственную форму — расстановку травмы. Рупперт исходит из того, что в ходе перенесенной травмы душа расщепляется на здоровую, выживающую и травмированную части. И выживающее «Я» нуждается в ресурсах, чтобы не прийти в соприкосновение с травмированным «Я».

Если перенесшему травму человеку впоследствии не удастся «переработать» травмирующее событие — то есть вспомнить, осмыслить и снова почувствовать диссоциированные чувства, — душевный раскол сохранится. Именно в травме Рупперт видит основу таких психических заболеваний, как фобии, панические атаки, шизофрения и паранойя. В книге он приводит классификацию травм, иллюстрируя ее примерами из практики. Путь к исцелению — восстановление и «оздоровление» связей и привязанностей.

5. «ТРАВМА И ДУША. ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И ЕГО ПРЕРЫВАНИЮ»

Дональд Калшед, Когито-Центр, 2015

В названии книги отражена идея о сосуществовании двух миров: материального и духовного. Место их встречи­ — человеческая душа. В терапевтической работе с пациентами, пострадавшими от ранней детской травмы, юнгианский аналитик Дональд Калшед учитывает эту бинарность души — и ее духовный потенциал, и опыт мистических переживаний.

Вот пример. Ангел преграждает путь маленькой девочке, которая несет отцу в кабинет записку от матери. Вторая попытка доставить послание не удается по той же причине. В третий раз мать идет вместе с дочерью и видит, что муж умер за столом в своем кабинете. Был ли ангел выдумкой или нет, в любом случае он оградил девочку от впечатлений, которые ребенку вынести не под силу.

Что будет дальше с ангелом? Это зависит от матери. Если она утешит ребенка, ангел исчезнет, потому что в его присутствии больше не будет нужды. Если же мать погрузится в собственное горе, ангел останется, чтоб уберечь дитя от одиночества. Возможно, впоследствии он станет темным ангелом, уберегая девочку заодно и от контакта с реальностью, и от развития, для которого такой контакт необходим.

Это лишь один эпизод среди многих десятков случаев, на примере которых Дональд Калшед исследует работу душевных сил в ситуации ранней травмы. Травму автор описывает как вынужденный разрыв в развитии личности, а психологическую защиту — как особую реальность, своего рода мифопоэтический кокон для страдающей души, из которого, однако, порой трудно выбраться.

6. «ПОД ТЕНЬЮ САТУРНА. МУЖСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ И ИХ ИСЦЕЛЕНИЕ»

Джеймс Холлис, Когито-Центр, 2005

Знаменитый юнгианский аналитик, директор Центра К.Г. Юнга в Хьюстоне размышляет о причинах психологической уязвимости мужчин. Мальчики растут под гнетом образа Мужчины, который должен отвечать определенным ролевым ожиданиям, конкурировать и враждовать с соперниками. Страдая от своей несостоятельности, испытывая страх несоответствия архетипическому образу, мужчины наносят травмы себе и другим.

Рассказывая о неизбежности и даже необходимости некоторых из этих травм, Холлис предлагает семь шагов к самоисцелению — по крайней мере на индивидуальном уровне. Среди этих шагов есть, например, такие: поиск учителей и наставников, готовность рассказывать тайны и участвовать в «революции» — то есть, в процессе радикальных изменений.

7. «ТРАВМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ»

Роберт Столороу, Когито-Центр, 2016

Классический фрейдовский психоанализ исходит из того, что основа нашей психики — влечения, которые принадлежат индивидуальной психике. Роберт Столороу предлагает новый психоаналитический подход. В его основе — аффекты, то есть субъективные эмоциональные переживания. То, как каждый из нас переживает аффекты, зависит не только от нас самих, но и от того, встречаем ли мы у других понимание и готовность откликнуться на наши чувства.

Этот подход, получивший название теории интерсубъективных систем, Роберт Столороу использует, чтобы осмыслить собственную утрату. Первая жена умерла от рака, и его траур растянулся на долгие годы. Но переносить горе стало проще в тот момент, когда новая жена Джулия смогла встретить боль его утраты, не считая, что ее собственное присутствие в жизни мужа умаляется этим переживанием. Философское и в то же время глубоко личное повествование затрагивает болезненный вопрос бытия: ограниченность существования во времени нас самих и наших любимых — и основывается на психоанализе и работах Мартина Хайдеггера.

«Когда мои травматизированные состояния не могли найти эмоционального приюта, я становился бесчувственным, а мой мир безрадостным. Когда я вновь обрел такой приют, я ожил, и краски моего мира вернулись».

8. «ПОСТТРАВМА. ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ»

Ольга Бермант-Полякова, Речь, 2006

Большинство людей справляются с травматическим переживанием собственными силами. В этом случае специалист может оценить ресурсы пострадавшего, помочь осмыслить кризисное событие, научиться жить без утраченного и создать нечто новое. Работа с людьми, которые не сумели самостоятельно преодолеть разрушительное воздействие травмы, требует особого подхода.

Израильский клинический психолог и психотерапевт с 25-летним опытом работы Ольга Бермант-Полякова подробно описывает последствия травмы, рассказывает о «терапии раскрытием» по Эдне Фоа, о проработке злости, стыда и вины в психотерапии посттравмы. Кроме того, знакомит с основами психоаналитической диагностики и психодинамической интерпретацией теста Роршаха, основного проективного метода в зарубежной клинической психологии.

9. «ОСКОЛКИ ДЕТСКИХ ТРАВМ»

Донна Джексон Наказава, Бомбора, 2018

Как негативный детский опыт влияет на психическое и физическое здоровье человека в зрелые годы? Научный журналист Донна Наказава на себе испытала последствия ранних травм и проделала огромную работу, чтобы всесторонне изучить тему. Она встречалась с врачами и психологами, записывала личные истории их клиентов, а кроме того, собрала и описала последние научные открытия, которые подтверждают негативные изменения в мозге, которые становятся следствием травматических переживаний.

Но во второй части книги автор объясняет, что многие проблемы можно преодолеть во взрослом возрасте. Она приводит истории людей, которые сумели самостоятельно справиться с последствиями травмирующих событий и описывает хорошие работающие методы.

10. «СИНДРОМ ПРЕДКОВ»

Анн Анселин Шутценбергер, Издательство института психотерапии, 2011

Незалеченные травмы передаются из поколения в поколение, исподволь, но мощно влияя на жизнь ничего не подозревающих потомков. Психогенеалогия позволяет увидеть эти тайны прошлого и перестать оплачивать долги предков. Но заниматься этим в одиночку трудно, необходим взгляд психотерапевта, чтобы проследить за всеми хитросплетениями мыслительных ассоциаций и оговорок, как в любой психотерапии.

Автор метода, французский психоаналитик Анн Анселин Шутценбергер показывает, как работает один из основных «инструментов» метода — геносоциограмма. Она позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх