Почему Бог любит каждое Свое творение и чем будут недовольны злодеи на Страшном Суде – размышляет Сергей Худиев.
Бог любит все Свое творение
В ответ на одну из своих последних статей я получил вопрос, который мне кажется очень важным — и я попытаюсь на него ответить. Любит ли Бог злодеев? Или, как этот вопрос подробнее формулирует человек, который его ставит:
«Вы утверждаете: “Бог любит всех людей — трезвенников и пьяниц, почтенных отцов семейств и блудников с мужеложниками, врачей-подвижников — и наемных убийц, все они являются Его творениями, и Он всем им желает временного и вечного блага.
Будьте добры, скажите, пожалуйста, как сказанное Вами согласуется со словами из Пс. 10:5, где о Боге говорится, что “нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его”?
И еще. Гитлер, на Ваш взгляд, ужасный человек? А Пол Пот? А Сталин с Лениным в придачу, одним росчерком пера приговаривавшие к смерти тысячи людей? А сатанисты, совершающие ритуальные жертвоприношения? А сексуальные извращенцы и совратители детей? А современные политики, которые для удовлетворения своих амбиций и желания удержаться у власти принимают решения, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди? А религиозные руководители, современные саддукеи и фарисеи, лицемерно говорящие одно, думающие другое, а поступающие по-третьему (или Вам такие не знакомы?)?
Их тоже Бог любит?»
Итак, любит ли Бог дурных людей? Определенно, да, Бог любит все Свое творение. Все, что существует, поддерживается в бытии исключительно силой Его любви — никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не любовь Божия. Каждый следующий вдох, который делает человек — даже человек самый дурной — есть дар любви Божией. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Творение есть дело любви, и Искупление есть дело любви — Христос умирает за злобных, порочных, враждебных Богу и друг другу грешников. Как говорит апостол:
«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:3-6).
Бог любит погибшие души в аду, Бог любит сатану и бесов. Бог не питает ненависти ни к одному из Своих творений.
Абсолютно все сотворенное погружено в океан Его любви и не могло бы существовать иначе.
В то же время Писание говорит, что Бог ненавидит злодеев и сурово накажет их. Как это понимать? Одна и та же реальность выглядит любовью и гневом — в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим.
Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму
Я как-то разговаривал с одним человеком, который в молодости избрал скользкую дорожку и стал профессиональным преступником. Кончилось это, предсказуемо, тем, что до него добрались начальствующие, которые не напрасно носят меч, и стражники отвели его к судье, а судья вверг его в темницу — что, несомненно, было крайне тяжелым и мучительным опытом, гневом Божиим и гневом человеческим, который пришел на его беззакония. Но в тюрьме он услышал проповедь Евангелия, раскаялся в своей прежней жизни и вышел на волю уже совершенно другим человеком.
Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму и тем спасли от дальнейшего возрастания во зле. Он понимает, что именно любовь Божия, ища его спасения, устроила его арест. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:67, 71).
С точки зрения озлобленного преступника, заключенного под стражу, он претерпевает ярость и гнев, и тяжкое наказание; с точки зрения преступника раскаявшегося, который научился смотреть на вещи с точки зрения его подлинного блага, и это тоже было делом спасающей любви Божией.
Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно — в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей.
То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева — еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами — а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.
Суд Божий будет делом любви
Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели — а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других — он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду.
То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев.
Конечно, любой человеческий суд погрешим — я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви.
Страшный Суд Божий будет делом любви — и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд — невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:10-13).
Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).
Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование — это благо, познание истины — это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле — это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить — это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.
Но обычно они вовсе не считают себя злодеями
Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны — они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха.
Но у злодеев есть еще одна особенность — обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке.
Злодеи — это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим.
Библия говорит, что напрасно — мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти — то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами.
Для этого нужно признать, что дурные люди — это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь.