На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

Дерево в эпоху хай-тека

Древесина уже давно перестала быть материалом, пригодным лишь для сооружения непритязательных загородных домиков. Благодаря развитию строительных и деревообрабатывающих технологий, а также нескончаемой фантазии архитекторов и дизайнеров, детали из дерева стали неотъемлемой частью декора даже самого рафинированного хай-тека.



Собственно, деревянные элементы отделки никогда не исчезали из той архитектуры, которую принято считать современной, — то есть стилей, возникших после модерна, в 20-е годы XX века. В отделке кирпичных или бетонных построек ар-деко, функционализма, конструктивизма или модернизма деревянные элементы использовались весьма часто. Достаточно вспомнить деревянный волнистый потолок в знаменитой выборгской библиотеке Алвара Аалто. Но найти деревянную постро йку, ставшую в тот период символом стиля или места, почти невозможно.

Парадоксы архитектурной моды

Архитектура, воспроизводимая в промышленных масштабах, нуждалась в более технологичном материале, нежели капризная древесина, которой была доверена почетная, но скромная роль «очеловечивания» бетонных многоэтажных корпусов. Паркет, фанерные отделочные панели, двери, оконные рамы и мебель — вот те изделия, для которых древесина была востребована. Но и тут ей приходилось испытывать конкуренцию со стороны полимеров, ведь мода на синтетику распространялась отнюдь не только в одежде. Широко использовались в жилищах пластики, когда менее безвредные, чем их современные потомки. Но в пригородах Северной Америки и Западной Европы были популярны дома из каркасных конструкций. Во многих странах малоэтажное жилье в большинстве случаев часто возводится по каркасной технологии. Она позволяет строить недорогие и уютные дома самой разнообразной архитектуры, поэтому спрос на каркас нисколько не падает.

К концу ХХ века наступила эпоха моды одновременно и на экологию в любом виде, и на архитектуру в стиле хай-тек. Любовь к экологичности появилась вследствие того, что жители развитых стран «наелись» пластмассами, асбестом, не плесневеющим неделями хлебом и прочими плодами цивилизации. Хай-тек же оказался прекрасным способом отразить в архитектуре появление все более расширяющих возможности технологий, которые еще вчера существовали только на страницах фантастических романов, а сегодня становятся повседневностью. Получился странный контраст: органические продукты, здоровый образ жизни, велосипеды вместо машин и — как противовес этому возвращению к натуре — нарочито холодная архитектура стекла и металла. Жилье, выглядящее как новый, с иголочки, завод, где все блестит, — это, конечно, очень концептуально и стильно. Но вот только, находясь в таком интерьере, большинство людей довольно быстро утомляются. Чтобы приглушить сияние стекла и металла и внести гармонию в излишне яркие шедевры строительной индустрии, было найдено простое решение: сочетание продуктов высоких технологий и натуральных материалов. Холодный блеск стекла и металла, оттененный теплом камня и дерева, — вот секрет многих интересных построек последних лет.

Новые возможности

Технологии обработки древесины не стоят на месте. Дерево во всех его современных видах — от импрегнированных досок, разно­­об­разных плит до клееного бруса и фанеры, набираемых из планок-ламелей или шпона, — стало куда более технологичным, долговечным и прочным материалом, что выгодно отличает его от прежних инкарнаций. То есть современные продукты из древесины позволяют работать с ними почти так же легко, как и с другими промышленными строительными материалами. Теперь не нужно ждать годами, усадки бревенчатого сруба - ведь дом из клееного бруса усаживается на считаные проценты, так что свежесобранную «коробку» можно начинать отделывать сразу же. Вагонку нет необходимости промазывать антисептиком и антипиреном (да еще по нескольку раз с едва ли не суточным интервалом), так как материал прошел требуемую обработку еще на производстве. Современная дощатая терраса с наступлением зимы не превращается в тренажер для развития равновесия на льду, поскольку поверхность досок, предназначенных для настила, обрабатывается с образованием рельефа, препятствующего скольжению. Не нужно долго и тщательно подравнивать фанеру или ДВП (ДСП), поскольку существуют готовые отделочные панели как для помещений, так и для наружных работ. Учитывая, что есть варианты с прочным декоративным покрытием, можно сэкономить на покраске, да и подбор цвета не станет проблемой.

Можно перечислить множество усовершенствований древесины, но итог один: этот материал обязан популярностью не только своей красоте и экологичности, но и новым способам обработки.

Одно из главных качественных изменений — это разработка клееного бруса. Возможности деревянного зодчества всегда были ограничены тем, что пролет в здании нельзя было сделать больше длины бревна. Эту проблему решило появление клееного бруса — ведь его длина ограничена только условиями перевозки. Среди других претензий к дереву его подверженность гниению и горючесть. Чтобы предотвратить гниение, древесину высушивают, в ней остается совсем немного влаги, поэтому микроорганизмы не могут развиваться. Кроме того, обычно материал пропитывают антисептиками. Для защиты от возгорания дерево обрабатывают антипиренами — веществами, препятствующими горению. В результате древесина чем-то напоминает искусственный материал, и, конечно, использование антипиренов не делает ее экологичнее. Поэтому нередко защищенную таким образом от огня древесину при использовании внутри жилых помещений покрывают слоем воска, мастики, лака или краски, предотвращающих испарение потенциально опасных для здоровья веществ. Впрочем, есть и совершенно безопасные древесные плиты и клееный брус, по свойствам и экологичности ничем не уступающие дереву. Для производства этих материалов предпочитают использовать древесину хвойных пород, которая содержит смолы и эфирные масла. При изготовлении компоненты нагреваются до температур, при которых происходит спекание смол, содержащихся в древесине, поэтому синтетические добавки минимальны.

Легкость сборки — это еще одна причина популярности современных стройматериалов из дерева. Если заказчика типовой проект устраивает полностью или после внесения небольших изменений, дом вообще собирается на заводе, при этом все детали подгоняются другу к другу. Затем для удобства транспортировки сооружение разбирается и полученный конструктор отправляется на стройплощадку, где в короткие сроки из него поднимают готовый дом. Но и дом по эксклюзивному проекту строится не исключительно hand made — ассортимент конструктивных д етал ей из дерева, выпускаемых различными фирмами, столь обширен, что проектировщики почти всегда смогут подобрать готовые нужные элементы. Хотя особенно изысканные проекты всегда связаны с большим объемом ручной работы.

Чудеса деревянного зодчества

Поскольку при отделке дерево используют повсеместно, то тенденцию смело можно назвать глобальной. От Финляндии до Аргентины, от Канады до Новой Зеландии — практически везде можно найти множество частных и общественных зданий с декоративной обшивкой из вагонки, панелями из фанеры и плитами, деревянными жалюзи и т. д. При этом древесина может быть как естественного цвета, так и тонированной или окрашенной в любые оттенки — все зависит только от замысла. В России, самой лесной стране мира, эти материалы, к сожалению, до сих пор не получили должного распространения.

Дерево не только используется во внешнем и внутреннем декоре бетонных или каменных построек — из него изготавливают несущие конструкции здания. Что же строят из дерева сегодня? Почти все: коттеджи и многоэтажные жилые здания, офисы и учебные заведения, концертные залы и музеи, аэропорты и вокзалы, оранжереи и даже бассейны!

Объясняется столь широкое применение уникальными свойствами клееных материалов из дерева: бруса и фанеры. Этим не преминули воспользоваться, например, финны, построившие, в том числе с целью популяризации древесины, несколько крупных зданий. Подлинный триумф финского деревянного зодчества — концертный зал Сибелиуса в Лахти. Впечатляют институт леса в Йоэнсу и офисный центр в Эспоо. Не отстают от финнов и шведы, которые начли свои эксперименты с деревом даже раньше. Большая аудитория Стокгольмского университета не только аккуратно встроена между вековыми дубами, но и обшита деревом. Из ее огромных окон открывается роскошный вид на кампус. Необычен облик главного здания музея Старой Упсалы, но самая эффектная деталь — громадное панорамное окно, оборудованное в почти глухой деревянной стене.

Архитекторы других стран Европы не уступают скандинавам. И даже в такой, казалось бы, совершенно нелесной стране, как Великобритания, появляются удивительные здания.

Опорные конструкции зимнего сада в Шеффилде сделаны из гнутого клееного бруса. Волнистая крыша павильона в Виндзорском парке собрана из деревянных несущих элементов, образующих причудливый орнамент. В Лондоне строится самое высокое на сегодняшний день деревянное здание — девятиэтажный жилой дом. Конечно, возводят его не из простых досок, а из особого прочного многослойного материала, по строению похожего на очень толстую фанеру. Сборка из готовых э леме нтов конструкции с вырезанными оконными и дверными проемами значительно ускоряет возведение дома — планируется справиться всего лишь за девять недель.

Отцы хай-тека Ричард Роджерс и Ренцо Пьяно создали этот стиль постройкой шокировавшего современников Центра Помпиду в Париже. Как и положено гениям, они без труда совместили язык хай-тека — подчеркивание конструкций здания — с деревом, создав новые архитектурные чудеса. Ричард Роджерс при строительстве зданий аэропорта Барахас в Мадриде, суда в Бордо и парламента в Кардиффе использовал дерево для отделки конструкций. Ренцо Пьяно поднял фантастические деревянные «паруса» при возведении музея на острове Новая Каледония. Дерево в руках зодчих стало таким же ажурным и невесомым материалом, как металл.

На тихоокеанском северо-западе США и Канады, в краю густых лесов, всегда были популярны деревянные постройки. Сейчас спрос на дерево стал особенно высок. Из деревянных зданий самого разного назначения обращает на себя внимание бассейн в Ванкувере, несущие опоры которого сделаны из очень толстой клееной фанеры. Казалось бы, сырость бассейна противопоказана дереву, однако создателям постройки удалось с успехом преодолеть это противоречие и открыть новые горизонты в строительстве.

Александр Бродский, один из самых интересных современных российских архитекторов, строит здания, сочетающие в себе последние технологии деревянного домостроения с такими деталями, как грубо отесанные неокрашенные стволы, которые со временем становятся благородного седого цвета, или старые рамы из реконструируемых зданий центра Москвы. Контраст оказывается необычайно эффектным. Творения Бродского — это самобытная русская версия деконструкции (или деконструктивизма), стиля, популярного во всем мире.

Лучшие образцы деревянной архитектуры любой эпохи демонстрируют главную ценность дерева — органичность. Никакой другой материал не позволяет столь естественно вписать здание в окружающий ландшафт. И только деревянный дом может сразу после постройки выглядеть так, как будто стоял в лесу, на берегу озера или вершине холма с начала времен.

Виктор ТРОПЧЕНКО

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх