На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Subscribe.Ru

44 подписчика

Как в России развивают местные бренды

На прошедшей &laquo;Прямой линии&raquo; с Владимиром Путиным обсуждали тему поддержки региональных производителей. &laquo;АиФ-Воронеж&raquo; узнал, в каких областях страны активно развивают местные продуктовые бренды и с какими проблемами сталкиваются их создатели.<br/><br/>Пармезан и ветчина из Пармы, хамон из Валенсии, игристое вино из Шампани, пиво из Баварии &ndash; когда-то эти продукты были местечковыми брендами, которые производили маленькие фермерские хозяйства по придуманной ими же технологии. Сегодня их знают и продают во всем мире, они стали визитными карточками своих стран.<br/><br/>В России в каждом регионе производят уникальные продукты, но те, которые известны на всю страну и за рубежом, можно пересчитать по пальцам. Проблему развития региональных брендов озвучил на &laquo;Прямой линии&raquo; с Владимиром Путиным фермер Борис Акимов. В 2009 году он открыл магазин, в котором продавал фермерские продукты, а затем и сам стал заниматься их производством. Сегодня он выращивает собственный сорт чеснока и даже делает хамон. Фермер обратился к главе государства с предложением создать программу поддержки товаров, производимых в регионах. Владимир Путин идею поддержал и пообещал адресовать ее главе минсельхоза Дмитрию Патрушеву.<br/><br/>&laquo;АиФ-Воронеж&raquo; узнал, какие продуктовые бренды можно найти в регионах России и что мешает им составить конкуренцию мировым.<br/><br/>Мичуринские яблоки и башкирский мед<br/><br/>Борис Акимов в разговоре с президентом сказал, что местные бренды могут стать &laquo;драйвером развития территорий&raquo; и в качестве примера привел павловских кур. Это знаменитая порода домашних кур считается первой, выведенной в России, и сегодня выращивается в городе Павловск Нижегородской области. После революции порода долгое время считалось утерянной, но в 1980-е годы ее начали восстанавливать. Сегодня &laquo;Павловская курочка&raquo; - известный нижегородский бренд, магазины которого есть не только в этом регионе, но и в соседней Владимирской области. На региональном уровне предприятию постоянно оказывают поддержку &ndash; например, компенсируют процентную ставку по кредитам.<br/><br/>А вот другой российский бренд &ndash; мичуринские яблоки &ndash; мог бы составить достойную конкуренцию польским и белорусским фруктам, но местные фермеры постоянно терпят убытки. Этот сорт яблок был выведен известным ученым-селекционером Иваном Мичуриным в Тамбовской губернии. Саженцы яблонь отсюда заказывают из Европы и Америки, а продукты из их яблок доставляют астронавтам на Международную космическую станцию. В городе работают плодопитомники, которые производят как яблоки, так и саженцы. Однако этот бизнес непрост и в первые годы убыточен. На плаву держатся только те, кто давно работает в этой сфере. Например, в 2016 году создали хозяйство в селе Зеленый Гай Мичуринского района. На открытии говорилось о том, что со временем удастся обеспечить регион плодово-ягодной продукцией собственного производства. Но реальность оказалась далёкой от предположений. Достаточно сказать, что по состоянию на конец 2017 года убытки &laquo;Садов Мичурина&raquo; составили более девяти миллионов рублей. Чтобы сады вышли на полную мощность плодоношения, требуются годы и постоянные вложения при колоссальных убытках. К счастью, буквально на днях удалось найти столичного инвестора, который согласился приобрести это хозяйство, иначе его ждало бы банкротство.<br/><br/>Пчеловоды Башкирии называют свой мед лучшим в мире, вот только мир о башкирском меде знает мало. Поэтому в регионе разрабатывается бренд, который поможет представить продукт на мировом рынке. Помогать продвигать его будет международная компания, которая работает над вологодским маслом и адыгейским сыром. Башкирскому меду придумают маркетинговую компанию и упаковку. Шанс заявить о себе местные пчеловоды получат в 2021 году, когда в Башкорстостане пройдет конгресс Международной федерации пчеловодческих ассоциаций &laquo;Апимондия&raquo;.<br/><br/>Такую же задачу решают в Татарстане. Конечно, республике не занимать продуктовых брендов &ndash; сладкий чак-чак, сытный эчпочмак, ароматная катлама &ndash; тысячи туристов ездят приезжают в регион, чтобы попробовать его кухню. Еще одним брендом Татарстана хотят сделать вяленого гуся. По мнению местных производителей, он с легкостью даст отпор на мировом рынке испанскому хамону и пармской ветчине. Его активно продвигают на различных выставках. А местная Ассоциация рестораторов и отельеров призывает фермеров поставлять гусей в другие регионы России.<br/><br/>Готовы на экспорт<br/><br/>Международный продуктовый рынок, который, казалось бы, уже ничем не удивишь, вряд ли когда-нибудь видел арбузы с Урала. А, между прочим, в 2018 году Оренбуржье заняло первое место по посевам бахчевых культур в России. Здесь под арбузы и дыни отдано больше 50 тысяч гектар сельскохозяйственных земель, причем большая часть из них &ndash; это крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения.<br/><br/>В Иркутской области еще в 2013 году зарегистрировали марку &laquo;Продукты Приангарья&raquo;. Право использовать ее получили уже 44 производителя. Марку выдает специальная комиссия и только тем фирмам, которые производят продукцию в Иркутской области из сырья, изготовленного в России и странах Таможенного союза. Также в регионе планируют открывать магазины &laquo;Продукты Приангарья&raquo;, где будут продаваться только те продукты, что произвели местные фермеры.<br/><br/>Мало кто знает и о молодом волгоградском бренде &ndash; взбитом меде, который взялся изготавливать местный житель Анатолий Рыбин. Сейчас компания доросла до <!--#include virtual="/R/rottattor/sitenew/digest/news/middle/-/marketing/branding" -->того, что вышла на зарубежный рынок. Помог ей в этом Фонд содействия инновациям. В 2018 году Анатолий стал поставлять свой мед в Японию &ndash; интерес к продукту японцы проявили сами, и сейчас волгоградский взбитый мед продают более чем сотне магазинов. А вот в волгоградских супермаркетах, по словам Анатолия, места для местного производителя пока не нашлось.<br/><br/>Еда как достопримечательность<br/><br/>Многие регионы России, где выращивают и производят свои продукты, решили не стоять в очереди за господдержкой своих производителей, а прославлять местные бренды по-своему. Так, в стране одним за одним проходят различные форумы и фестивали, на которые съезжаются туристы со всей страны и из-за рубежа.<br/><br/>Например, в деревне Петриково Тверской области проходит фестиваль &laquo;Селигерский рыбник&raquo;. Здесь варят уху в большом котле, выпекают рыбный пирог, а лучшие повара страны дают мастер-класы. Фестиваль уже стал брендом Верхневолжья, и многие считают его лучшим местом для рыбалки в России.<br/><br/>В Ростовской области в мае устраивают фестиваль &laquo;Донская селедка&raquo;. Как раз в это время эта рыба заходит в Дон. Ростовчане готовят рыбку по семейным рецептам и угощают ею гостей города.<br/><br/>В Волгоградской области ежегодно проходит фестиваль &laquo;Сарепта &mdash; горчичная столица&raquo;. Его посещают несколько тысяч жителей и гостей региона. Горчичное масло здесь стали выпускать более 200 лет назад. В поселении Сарепта был построен первый маслобойный завод, который работает до сих пор.<br/><br/>А жители Кубани отец и сын Виктор и Дмитрий Задорожко создали уникальную ферму &laquo;Коза Хутор&raquo; - по аналогии со знаменитой &laquo;Розой Хутор&raquo;. Они выращивают племенных коз и готовят из их молока сыр, йогурт, творог, масло и сливки, учат студентов и школьников основам сельского хозяйства и принимают толпы туристов.<br/><br/>В Пермском крае в другой семейной ферме экспериментировали с ингредиентами и случайно изобрели новый сорт сыра. Жанна и Игорь Мотронины назвали получившийся продукт &laquo;Мотрёшкин сыр&raquo;. В линейке деликатесов есть весьма экстравагантные виды. Например, бордово-фиолетовый сыр &laquo;Пьяная коза&raquo;, который несколько часов вымачивается в сухом грузинском вине.<br/><br/>Тюмень решила напомнить всему миру, что здесь не только добывают нефть, но и гордятся своей культурой. В регионе родился великий сибирский сказочник Петр Ершов &ndash; автор &laquo;Конька-Горбунка&raquo;. В этом году тюменская фабрика начала выпускать &laquo;Ершовский шоколад&raquo;. Лакомства с изображениями героев известной сказки уже развезли по всей стране участники и гости Чемпионата России по биатлону.<br/><br/>Одной из достопримечательностей Воронежа считается район местной кондитерской фабрики, где буквально разливается запах шоколадных конфет. Воронежские конфеты &laquo;Песни Кольцова&raquo; обязательно дарят всем гостям региона и рассказывают о знаменитом русском поэте Алексее Кольцове, прославлявшим природу и жителей родного края.<br/><br/>Еще одним конфетным регионом России мечтает стать Смоленская область. Местный житель Алексей Небылицын возродил у себя на кухне старинный рецепт сладости, представляющей собой нечто среднее между цукатами и мармеладом, которой XVIII &ndash; XIX веках была известна Смоленщина. Лакомство особенно любила императрица Екатерина II, именно она распорядилась наладить поставки смоленских конфет на императорский двор, а Николай I позже отправлял продукт на международную выставку в Лондон. Теперь Алексей Небылицын своими силами организует краудфандинг на производство конфет и возит свой продукт по выставкам, чтобы рассказать о нем всему миру.<br/><br/>А вот рецепт вяземского пряника &ndash; достойного конкурента Тульского &ndash; считается утраченным. Этот пряник упоминается в документах XVII века. Конечно, сегодня хлебокомбинат Вязьмы выпускает эти пряники, но секретный ингредиент лакомства так и не был найден, что впрочем не мешает вяземскому прянику быть одним из любимейших десертов россиян, который можно купить во многих регионах России.<br/><br/>Такой же ареол таинственности окружает пожарскую котлету - кулинарный символ Торжка. Ее история тянется с начала XIX века, когда трактирщик Евдоким Пожарский стал подавать гостям вкуснейшие блюда из телятины. В Торжок заезжали путешественники, ехавшие из Петербурга в Москву, так слава о пожарских котлетах разлетелась по двум столицам. Трактир после смерти Пожарского унаследовала его дочь Дарья, она изменила рецепт и стала готовить котлеты из рубленой курятины. Так их готовят и сейчас, а оригинальный рецепт трактирщика не сохранился.<br/><br/>Пошли дальше<br/><br/>Те регионы, которые уже успели сделать местные продуктовые бренды известными на весь мир, идут дальше. Фермеры Адыгеи добились того, чтобы название &laquo;Адыгейский сыр&raquo; могли давать своим продуктам только те предприятия, которые работают на территории республики.<br/><br/>Популярность калининградских шпрот в России растет с 2015 года, когда был введен запрет на ввоз в страну латвийских и эстонских шпрот. Регион занимает первое место по производству этого продукта в РФ, но производители не останавливаются на достигнутом и продолжают развивать бренд. Так, в конце 2018 года Калининград впервые начал выпускать шпроты в стеклянной банке.<br/><br/>А на Кавказе изготавливают так много кулинарных шедевров, что уже полтора года там не могут выбрать продуктовый бренд края. Пока лидируют осетинские пироги, власти намерены запатентовать бренд и утвердить его рецептуру, как это было сделано с осетинским сыром.<br/><br/>Белевская пастила, которую производят в Тульской области, в рекламе не нуждается - ее знают и любят по всей России и за рубежом. Производитель лакомства Юрий Тимохин говорит, что рецепт удалось сохранить благодаря бабушкам, которые передавали его из поколения в поколение. Сохранением народных традиций в Белёве занимаются и местные - домашнее производство процветает, ведь лишняя копеечка в городе, где не так много возможностей заработать, пригодится каждому.<br/><br/>Маркетинг решает все<br/><br/>А вот Воронеж один из своих брендов упустил. Сейчас продукт с названием &laquo;Воронежское мороженое&raquo; производят в Нижегородской области. Почему так происходит и как сделать так, чтобы региональные марки не терялись, а развивались, мы спросили у экономического <!--#include virtual="/R/rottattor/sitenew/digest/news/bottom/-/marketing/branding" -->консультанта Евгения Гаврилова.<br/><br/>&laquo;Региональный бренд должен быть направлен на продвижение за пределы области, а в данном случае произошло наоборот - нижегородская компания добилась удачного &laquo;импорта&raquo; в регион. На мой взгляд, Воронеж на потребительском рынке России известен, в первую очередь, благодаря мраморной говядине и молочным продуктам. Продажи этих брендов на московском рынке статистически значимы.<br/><br/>Перспективы и устойчивость брендов зависят от команды, которая их продвигает, и её ресурсов. Инструменты давно известны: дизайн, маркетинг и PR. Другое дело, что все работодатели готовы уже даже с фонарями ночью искать хороших маркетологов - их просто нет. Известны хорошие подрядчики, в том числе с громкими федеральными именами, которые точно справятся с поставленными задачами. Но ведь задачи тоже кто-то должен ставить. Не стареет фраза товарища Сталина - кадры решают всё&raquo;.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх