Предновогодний потребительский ажиотаж достиг своего апогея. Вопреки всем финансовым кризисам и падениям доходов россияне явно не экономят на подарках себе и близким. Онлайн-продажи товаров длительного пользования, таких как техника для кухни и ювелирные изделия, выросли в сравнении с прошлым годом на десятки процентов.
На взгляд экспертов, во многом это связано с двумя факторами — отложенного спроса и стремления инвестировать в дорогую качественную вещь, которой не страшны никакие кризисы и обвалы рубля.Больше всего перед праздниками увеличились продажи бытовой техники и электроники (+117%), одежды и обуви (+73%), косметики (+50%) и ювелирных украшений (+17%), отмечается в исследовании известной платформы электронной торговли. «Средний чек на бытовую технику вырос на 76%, до 36 754 рублей, а на ювелирку — на 38%, до 4881 рубля. Многие интернет-магазины начинают привлекать клиентов скидками задолго до Нового года», — говорит гендиректор финтех-компании ЮMoney Иван Глазачев.
Самым популярным подарком для мужчин оказалась туалетная вода (спрос вырос почти на 100%), а для женщин — косметические наборы: для ванны и душа (рост продаж в 5,6 раза), ухода за волосами (+163%) и макияжа для глаз (+97%), выяснило исследование Lamoda.
По данным онлайн-платформы, в категории «Одежда и обувь» премиум-товары стоимостью от 30 тысяч до 50 тысяч рублей покупают на 114% чаще, чем в прошлом году. Товары по цене от 50 тысяч до 80 тысяч рублей приобретали на 106% чаще, от 80 тысяч до 100 тысяч — на 165%, от 100 тысяч до полумиллиона рублей — на 219% чаще, чем год назад. Активнее других перед Новым годом закупаются жители Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«В прошлом году также наблюдался высокий спрос на товары сегмента «премиум», — напоминает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. — Прежде всего это связано с эффектом низкой базы: в 2019 году, когда границы были открыты, состоятельные люди ездили на шопинг в Италию, Францию, другие европейские центры. Когда такой возможности большинство покупателей лишилось, вещи премиум-класса пришлось заказывать через Интернет или идти в «родной» бутик. От закрытых границ выиграли крупные маркет-плейсы: там риски для потребителей ниже, чем если заказывать непосредственно с сайтов интернет-магазинов, где возможны подделки».
На ситуацию этого года во многом влияет отложенный спрос, отмечает Косарева. Но в случае с ювелирными изделиями речь идет скорее о стремлении вложиться в дорогую золотую или бриллиантовую вещь, которая не потеряет свою ценность и десятилетия спустя. Так, спрос на бренды Cartier, Baccarat, Tiffany&Co. вырос в среднем на 42–69%. Равно как на дизайнерские сумочки и автомобили.
«Люди стали отдавать предпочтение так называемым инвестиционным покупкам, — рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Судя по всему, в январе одежда и обувь подорожают на 15–20%, примерно на столько же — импортная бытовая техника и электроника. А смартфон сегодня — лучший подарок, как известно. Доля планируемых трат на подарки в дальнейшем будет только увеличиваться, а на новогодние угощения — сокращаться. Народ видит, что инфляция ускоряется — и в стране, и в мире, — а рубль укрепляться не намерен».
Не стоит придавать значения растущему онлайну-шопингу в премиальном сегменте: в общей статистике покупок он занимает очень скромную нишу, говорит председатель правления международной Конфедерации Обществ потребителей Дмитрий Янин. Россия не может похвастаться крепким и многочисленным средним классом, люди в основной своей массе богаче не становятся, в этом смысле никаких фундаментальных позитивных изменений не происходит. Нынешняя ситуация отличается от прошлогодней главным образом наличием высокой продовольственной инфляции, которая съедает у людей последние средства.
«В декабре 2020 года официальная инфляция потребительских цен была почти вдвое ниже, чем сегодня, не говоря уже о наблюдаемой инфляции, которая втрое превышает росстатовскую, — напоминает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — В этом смысле текущий рост спроса на товары премиум-класса выглядит парадоксальным. Теоретически его можно объяснить лишь потребительскими привычками — например, желанием порадовать друзей и родных дорогим подарком».
Впрочем, судя по всему, сейчас работает фактор отложенного или ранее ограниченного спроса. В декабре 2020 года безработица в России составляла 5,7% от трудоспособного населения, а в ноябре 2021-го немного превышала 4%. Соответственно, резюмирует Мильчакова, растет занятость — растут и доходы, а там — и совокупный спрос. Несмотря на инфляцию, люди позволяют себе покупать больше дорогих вещей.
Авторы: ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВ