Если вы работаете на себя, продаёте свои услуги и продукт своего труда, иногда трудно назначать цену. Очень неловкое чувство возникает. Особенно, если вы творческий человек и зарабатываете в этой сфере. Картины пишете, тексты, игрушки шьёте, выступаете на сцене, преподаёте…
Как избавиться от этой неловкости?
Есть очень простой способ.
Вы не торгуете предметами жизненной необходимости. Вы продаёте роскошь.
Вот это важно понимать и помнить.
И просят, требуют, попрекают и торгуются совсем не умирающие от голода люди. Они просят не буханку хлеба и не тарелку похлебки. И не лекарство, без которого их дни сочтены.
Они хотят получить роскошь. Излишество. Дорогую, ценную вещь, без которой они не погибнут и не испытают страданий. Они могут купить картину дешевле или репродукцию из бесплатного журнала вырезать. А могут и не купить, - ровным счетом ничего плохого с ними не случится, если у них не будет подлинника Дали.
И без вашего пения они могут обойтись. Можно усладить слух музыкой совершенно бесплатно. Включить компьютер или радио.
И без вязаных рукавичек со снежинками они не заболеют, потому что вполне могут задешево купить тёплые варежки в магазине. Их там полно.
А текст могут сами написать. Это нетрудно, они же сами за вашу работу предлагают три копейки или вообще ничего. Значит, это легкотня, как дети говорят. Пусть напишут сами или попросят друзей.
Эти люди хотят получить роскошь, вот об этом надо помнить. Они не голодают, не страдают от холода и не молят о лекарстве. Хотя и еда, и отопление, и лекарства стоят денег. И эти люди отлично это понимают.
Они просто заранее обесценили ваш труд и вас тоже. Но хотят получить роскошь, излишество с огромной скидкой или даром. А простое, доступное, дешёвое их не устраивает.
Кто продаёт своё творчество, свой ум, свой талант и опыт - тот продаёт роскошь. Алмазы и изумруды, подлинники и антиквариат. Без которых вполне можно прожить и обойтись. Или заменить их бюджетным аналогом.
Многие творческие люди умерли в нищете, в холоде и в голоде, - вот это надо помнить. Потому что раздавали даром роскошь. А потом им не дали и куска хлеба задаром, хотя хлеб насущный - предмет жизненной необходимости.
И не дали как раз те люди, которые не хотели платить за труд творческого человека и выпрашивали у него скидки. Хотя какие такие скидки? Человек-творец - не сеть магазинов и не рыночный торговец подгнившими овощами, на которые можно скинуть цену. Если К тому же торговец их не вырастил сам, а закупил оптом.
Так вот, этим творческим людям, впавшим в нищету, ничего даром не дали.
Но они и не просили. Они знали, что не дадут.
И вы тоже об этом знайте. На всякий случай.
Анна Кирьянова