Десять с лишним лет назад, в материале «Стройплощадка, как арена идеологического противоборства», отмечал, что целевая аудитория нейминга строительных организаций неоднородна, имя должно импонировать как конечному приобретателю недвижимости, так и деловым партнёрам застройщика, включая поставщиков, подрядчиков, разного рода казённые структуры, в том числе надзорные и территориально-административные.
Поэтому, пользуясь расхожей схемой B2B/B2C, создание имени в означенной сфере условно можно разделить на N2B и N2C, где N – нейминг.
Писал также, что с естественной сменой кадров, возрастной ротацией, рано или поздно само собой сойдёт на «нет» рефлекторное доверие руководящих работников, условно отнесённых нами к категории N2B, к разного рода казарменным аббревиатурам и оборотам, остро отдающим СССР. «Нет человека – нет проблемы», говаривал ещё писатель Анатолий Рыбаков, вложив присказку в уста Вождя народов.
Минул всего лишь десяток лет, и предсказание сбывается быстрее даже, чем думалось. Разного рода СУ, СМУ, РЭУ и т.п. в именах крупных коммерческих стройконтор стали уходящей натурой, нонсенсом, моветоном. Теперь так уже никто не называет, ибо естественным образом оставили свои кресла те, кому всё это нравилось. И те, кто всё это помнил.
Пришли новые, кто с прозападной, кто со славянофильской подкоркой. А кто и с обеими сразу. Зачастую нейминг застройщика стал концептуально совпадать с неймингом самой застройки. Кажется, N2B и N2C сливаются на наших глазах в единое целое, ибо классовые антагонисты неожиданно приходят к вкусовой консолидации. Эстетические предпочтения и критерии доверия что у челяди, что у царёвых слуг и денежных мешков оказываются вдруг на удивление общими. Старояз функционеров и аппаратчиков не вызывает не только подобострастного трепета, но и просто понимания. Кажется глупым, комичным, неуместным.
В результате естественного отбора продолжительностью в два с лишним десятилетия выжили следующие отряды таксонов:
1. Отряд Расписная экология
Озёрные холмы, Марьин утёс, Гремячий лог, Речные дали, Дальние реки, Дубы-колдуны, Первая проталина, Вторая проталина, Ветка-сирени-упала-на-грудь и прочее.
2. Отряд Развесистые топонимы
Новое Гадюкино, Западное Бутово, Шапитовка 16, Уралмаш 18, Тупик Красного Блюхера 37, Кружилиха 69 и прочее.
3. Отряд Хруст французской булки
Великосветская Капотня, Дзержинский магнат, Графская Коммунарка, Княжьи Мамыри и тому подобное
4. Отряд Чистые и комбинированные латиноиды
Common Everybody, Kukuevo-Plaza, ПронькинPark, ПупкинPalace и прочее.
5. И, наконец, Оценочные
Раздолье, Райское блаженство, Бриллиант Малаховки, Жемчужина Мухосранска и прочее.
К счастью, последние три отряда можно отнести к вымирающим. Во всяком случае, хочется в это верить.
Будем откровенны, редко когда застройщик приходит в агентство с голым неймингом. Имя, как правило, в каком-то виде уже существует, хотя бы в форме топонима.
Клиент, обычно, уверен, что конкуренция идёт не по имени, а по цене, месту и разного рода удовольствиям. Что имя вообще никак ни на что не влияет. Что недвижимость – не тот товар, которому нужен нейминг. И в чём-то он даже прав.
Но, тем не менее, он приходит. Большей частью за коррекцией уже существующего проекта. Вернее так, поначалу приходит он к нам за комплектом всего остального: за логотипом, фирменным стилем, слоганом. Потом уже осознаёт необходимость смены имени. Или не осознаёт.
Если не осознаёт, то вполне может образоваться что-нибудь трескучее и претенциозное вроде ЖК «Tatlin Apartments (Татлин Апартментс)». То есть Апартаменты старика Татлина. Это в Москве. Сам мэтр, можно сказать, в гроб сходя, благословил. Интересно, как потомки к сему относятся? Или сами в деле? Давайте тогда до кучи какую-нибудь Родченко-Плазу забабахаем, Щусев-Мавзолеум или Нью-Мельников-Хаус.
Или вот, в Тюмени концептуальный жилой комплекс бизнес-класса FIFTY-FIFTY называется. Ну, то есть, «как пойдёт», «как карта ляжет», «как повезёт». Судьба, она, как известно, индейка, а жизнь копейка. Особенно в Тюмени. Или, скажем, ЖК «Пузатино» в Ленобласти. Топоним себе и топоним. И если б не надо было ничего рекламировать, то и вопроса бы не возникло.
Но мы отвлеклись.
Главное: не стоит пускать пыль в глаза, кто бы вам что ни говорил: борьба за целевую аудиторию на ниве строительного нейминга осуществляется по остаточному принципу, при возникновении общеизвестной ситуации, называемой «при прочих равных условиях».
Как наличие какой-нибудь грамоты за, не знаю, участие в олимпиаде по природоведению становится вдруг решающим фактором при поступлении в вуз. Как та соломинка, что перешибает хребет верблюду.
Но зачастую только такая вот грамота, сущая вроде бы мелочь, и может оказаться счастливым билетом в новую жизнь.
Михаила Дряшина, креативный директор PR2B Group