Не перевелись еще энтузиасты, кто обеспечивает себя домашними заготовками продуктов. Казалось бы, современные магазины радуют разнообразием ассортимента круглый год. Однако лишь 15% российских интернет-пользователей, как показал проведенный информационным каналом Subscribe.Ru онлайн опрос, ни в нынешнем, ни в прошлых годах не делали никаких заготовок продуктов на зиму и вообще на какую-либо перспективу.
Естественно, что такое пренебрежение свойственно, прежде всего, жителям мегаполисов (среди них 21% не делают никаких продуктовых запасов) и совершенно не свойственно респондентам, проживающим в сельской местности. Абсолютное большинство заготовок (83% от числа всех опрошенных или 98% от числа делающих заготовки) предназначаются только для личного и семейного употребления и только 2% - для себя и на продажу.
При этом заготовки не играют решающую роль в рационе российских интернет-пользователей - лишь для 3% заготовителей они являются основным питанием (в том числе, для 1-4% городских и для 9% сельских жителей), для 39% - существенной добавкой к магазинным продуктам (в том числе, для 31-40% городских и для 60% сельских жителей, а также для 45% респондентов с доходами ниже среднего), для 57% - лишь небольшой добавкой к ним.
Если взять весь объем продуктов, потребляемых респондентами и членами их семей дома за 100%, то у 26% заготовителей на домашние заготовки приходится менее 10%, у 34% заготовителей - до 29%, у 17% заготовителей - до 50%, у 6% заготовителей - более половины потребляемых дома продуктов. Большинство (56%) заготовителей уверены, что смогли бы обойтись без продуктовых запасов и лишь 35% (в том числе, 30% городских и 51% сельских жителей, а также 45% респондентов с доходами ниже среднего) заявляют, что они им жизненно необходимы.
Среди тех, кто делал заготовки прошлой осенью 2014 года, только у 5% к нынешней осени осталась большая часть этих заготовок, у 51% - меньшая часть, а у 42% зимние запасы на момент опроса уже иссякли.
Около 21% участников опроса утверждают, что там, где они живут, люди сегодня делают больше заготовок на зиму, чем раньше, 38% считают, что заготовок делают столько же, 24% - меньше, чем в прошлые годы. Среди тех, кто в нынешнем 2015 году сделал или планирует делать продуктовые запасы, 26% намерены превзойти свои прошлогодние показатели, 51% рассчитывают сформировать аналогичный, а 20% - меньший объем запасов.
Больше всего распространены такие виды зимних заготовок, как разнообразные соленья и квашенья, варенья и джемы - подобные запасы делают соответственно 73% и 72% из числа тех, кто ими занимается. Довольно широко распространены такие виды заготовок, как замороженные фрукты, овощи, грибы и ягоды (69%), овощные консервированные салаты, лечо (61%), зелень замороженная, высушенная (60%), свежие овощи - картошка, свекла, морковь (58%), соки, компоты (50%).
Несколько реже российские интернет-пользователи заготавливают маринованные грибы, овощи (47%), сушеные грибы, ягоды, фрукты, орехи (34%), соусы (32%), травяные сборы для чая (28%). В числе прочих заготовок достойны упоминания домашние вина, настойки, ликеры (20%), свежие фрукты (18%), мука и крупы (13%) и сало (13%).
Основными источниками зимних заготовок выступают продукты, выращенные или произведенные в личном подсобном хозяйстве, на даче (70% случаев) и собранные в лесу грибы, ягоды, травы (57%). У купленных с целью заготовки продуктов чаще всего рыночное или фермерское происхождение (39%) и значительно реже - магазинное (18%). Наконец, около 7% запасов делаются за счет добытой на охоте и рыбалке дичи и рыбы.
Отвечая на вопрос о том, почему они делают запасы, большинство респондентов мотивировали свои действия тем, что заготовленное самостоятельно - "вкуснее, лучше, чем в магазине" (69%). Среди важных аргументов в пользу заготовок выступают "экологичность, качество и польза" (49%), желания сэкономить средства семейного бюджета (48%), обеспечить себе полноценный, разнообразный рацион (43%), сохранить выращенное на собственном участке и собранное в лесу (36%), создать запас для душевного спокойствия (35%), порадовать родственников, гостей (32%). Кроме того, 24% заготовителей отметили, что делать заготовки на зиму - это "семейная традиция", а 20% любят делать заготовки и получают удовольствие от самого этого процесса.