В этом году пара отметила бы 75 лет со дня свадьбы
Сегодня в Великобритании траур: на 99-м году жизни скончался супруг Елизаветы II. В этом году, в ноябре, монаршая пара отметила бы 74-летие брака.
Как началась история любви будущей королевы и одного из самых красивых мужчин Великобритании и как удалось этой паре сохранить брак?
ДАЛЬНИЙ БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК
Первая встреча будущих супругов случилась, когда оба были совсем детьми. Елизавета и Филипп часто виделись на приемах, так как их семьи по-родственному близки. Это не фигура речи: действительно, Елизавета и Филипп — родственники, у них общие прабабушка и прадедушка, королева Виктория и принц Альберт. Однако не это смущало родителей Елизаветы, когда Филипп сделал предложение их дочери, а она, не поинтересовавшись мнением отца и матери, ответила согласием.
Во-первых, и это самое главное «но», будущий возможный зять был беден. Можно сказать, нищенствовал, за что нужно говорить спасибо его отцу, принцу Андрею, просадившему все состояние в казино. После его смерти в 1944-м Филиппу остались в наследство запонки, целый шкаф костюмов (правда, первоклассных) да кольцо с гравировкой. Кольцо это супруг Елизаветы с тех пор и носит, почти не снимая. Маме Филиппа, кстати, тоже было не до сына: у нее сначала развилось помутнение ума, затем она искала утешения в религии, основав в Афинах обитель.
В общем, жених Елизавете достался из неблагополучной семьи. Другими моментами, смущавшими семью будущей королевы, были странное чувство юмора Филиппа, не очень хорошая репутация при дворе (его сестры вышли замуж за немецких аристократов, служивших Гитлеру), а также чрезмерное мужское обаяние. Последнее качество в формате, так сказать, семейной жизни сулило головную боль, а проще говоря, измены.
ОТ ДРУЖБЫ К ЛЮБВИ
Однако Елизавету все это не волновало. Она влюбилась в Филиппа еще в 13 лет и при встрече буквально не сводила глаз, да так, что окружающим было за нее неудобно. Самому Филиппу, которому тогда уже стукнуло 18, дальняя родственница-девчонка, понятное дело, не приглянулась. Впрочем, у них начались дружеские отношения, они писали друг другу письма, пока принц служил на флоте, а потом, вернувшись домой, он посетил спектакль с участием Елизаветы и... пропал. Принцессе уже было 17, и она была хороша собой.
На дворе стоял 1943-й, и даже королевскому престолу было не до свадеб. Но время шло своим чередом, и через три года Филипп все-таки попросил руки Елизаветы. Хотя, как уже было сказано, это являлось формальностью, потому что сама принцесса сказала «да» и отступать от своего решения не собиралась. Единственное, что смогли «выторговать» родители у своенравной дочери, — свадьбу на ее 21-летие, не раньше. Очевидно, думали, что за год Елизавета еще кого-то встретит и передумает. Не встретила и не передумала.
ТИАРА ОБЩЕЙ ПРАБАБУШКИ
20 ноября 1947 года в Вестминстерском аббатстве пара сочеталась браком. Церемонию — впервые в истории — показывали по ТВ. Впрочем, и без телетрансляции это стало событием: у аббатства собралась огромная толпа зевак, которые внимательно следили за входом невесты в церковь. К алтарю Елизавету сопровождал отец. На ней было атласное платье, расшитое тысячами бусин жемчуга и хрусталя. Придворный модельер Норман Хартнелл корпел над нарядом три месяца. Голову невесты украшала тиара, которую ей вручила ее мать. Изначально тиара принадлежала королеве Виктории — той самой, что была прабабушкой и для жениха, и для невесты.
Свадьба принцессы Елизаветы и принца Филиппа
НЕ БЕРУ ЕГО ФАМИЛИЮ
После свадьбы началась семейная жизнь. Первые полгода молодожены много веселились на светских мероприятиях, а затем стало ясно, что Елизавета беременна, и был взят антракт. 14 ноября 1948 года на свет появился первенец пары — Чарльз Филипп. Далее семья перебралась на Мальту, где Филипп нес службу, и там Елизавета обнаружила, что счастлива быть просто женой. Ей это нравилось, но вмешались обстоятельства. В 1952-м умер ее отец, король Георг VI, и Елизавета из принцессы стала королевой.
Тут случилось первое серьезное испытание брака на прочность. Один из родственников Филиппа заявил, что правящим домом Британии должен стать их клан, клан Маунтбеттенов, а не Виндзоров. Елизавета ответила резким отказом и не стала брать фамилию мужа, что его сильно уязвило, хоть он и отделывался шутками. Начался холод в отношениях, тем более королева много времени проводила в делах. Проблемы удалось решить с помощью благотворительности, в которой нашел себя Филипп.
Елизавета II и принц Филипп с детьми
НА ШАГ ПОЗАДИ
С тех пор минуло шестьдесят лет, а супруги по-прежнему вместе. Как это им удалось? По утверждению светских экспертов, дело в умении находить компромисс. Филипп дает жене возможность заниматься своей работой и управлять (пускай формально) империей и всегда находится на шаг позади нее. При этом все решения внутрисемейные — прерогатива принца-консорта, и здесь Елизавета самая что ни на есть классическая жена, которая слушается супруга и не перечит ему. Возможно, этот баланс между жесткой королевой-матерью и мужниной женой и позволил Елизавете быть той, кто она есть?